Базовые модели НЛП

      Периоды профессионального роста

      Задумывались ли вы о том, каким способом люди хотят развиваться, обучаться, делать карьеру, достигать профессиональных успехов? Ставя цели, люди формируют ожидания. Вот вы, например, что ожидаете от этого проекта? Вы хотите научиться чему-то новому или Вы здесь по какой-то другой причине?

      В жизни, бизнесе нам часто приходится начинать что-то новое, обучаться. Знание о моделях и принципах встраивания навыков в опыт позволяет быстро и эффективно достигать профессионального роста.

      Одна из рассматриваемых моделей - "круг обучения". Обучение - это непрерывный и постоянный процесс балансирования между получением новой информации и приспосабливанием уже имеющихся знаний к новой информации. Можно выделить четыре стадии в круге обучения между первоначальным знакомством с новым материалом (навыками, концепциями и пр.) и компетентностью.

  1. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ - у вас нет навыка, информации, и вы не знаете о его отсутствии или вообще о возможности существования такого. Когда вы осознаете недостаток навыка, вы переходите во вторую стадию.
  2. СОЗНАТЕЛЬНАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ - вы знаете, что у вас не хватает навыка. Осознание своей некомпетентности может замотивировать вас на приобретение недостающего навыка. Это также может породить чувства неуверенности и дискомфорта, которые мешают обучению.
  3. СОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - вы знаете, что входит в структуру и содержание, и с этого момента, как правило, начинаете практиковаться.
  4. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - когда навык полностью интегрирован, встроен в ваше поведение и вам даже не надо задумываться. Бессознательная компетентность характеризует мастерство.

      На определенных этапах обучения можно проследить некоторые периоды и переходные точки профессионального роста. Рассматривая повышение уровня профессиональной компетентности на примере участников, прошедших обучение на семинарах, можно проследить его динамику.

      График периодов профессионального роста:

      Начиная обучаться новому навыку (уровень сознательной некомпетентности), люди строят относительно обучения определенные ожидания. Обучаясь на семинаре (см. период 1) и связывая полученные знания со своим опытом, они сознательно начинают приобретать новые навыки или улучшать старые, формируя более эффективные стратегии поведения, сравнивая с ожиданием (см. период 2). Если ожидания оправдываются, то на эмоциональном подъеме новые стратегии начинают активно использоваться в профессиональном и других контекстах. Иногда, в случае отсутствия постоянной обучающей среды или возможностей использования полученных навыков, возникает процесс регрессии. Кажется, что новым способом результат достигается гораздо медленнее. Барьер преодоления - это критический период регресса, уровень сознательной некомпетентности потому, что в этот момент часто опускаются руки и вероятность сдаться велика. В этой точке люди часто начинают думать: "Я так не смогу, это не работает". Тогда они возвращаются к старой стратегии, первоначальной компетенции, дающей хоть какой-то результат, не пытаясь продвинуться дальше (см. период 1). Кто-то начинает искать новые альтернативы (см. период 3-4), которые, возможно, будут ошибочными или вообще перестают заниматься развитием. Об этом принципе важно помнить, если вы действительно хотите управлять изменениями.

      Когда человек методом проб и ошибок достигает первичной стабильности навыков (см. период 4), добиваясь успеха, раз за разом, у него вырабатывается определенная стратегия, неизменно приводящая к результату в его профессии, и соответственно оттачивается его мастерство (см. период 5). Человек испытывает радость от успеха, потому что его ожидания сбылись. Разумеется, новая стратегия часто пробуждает новый уровень бессознательной компетентности. Осознание результатов дает возможность интегрировать полученные в результате семинара знания и навыки, на более комплексном, новом уровне вырабатываются дополнительные эффективные стратегии. Это влечет за собой быстрый профессиональный рост обучающихся (точка запуска синергетического эффекта), резко возрастает мастерство (см. период 6).

      Вкратце расскажем, как те же законы работают и в бизнесе. Возьмем компанию, пытающуюся улучшить свою производительность, внося изменения в менеджмент. Если компания набрала хороших сотрудников, то с этим связываются определенные надежды и ожидания. Люди начинают прикладывать чуть больше усилий, и скрытая прежде бессознательная компетентность организации начинает проявляться. Ощутимые, зримые улучшения поощряют людей к дальнейшему совершенствованию. Ожидания и предвкушения успеха в будущем сметают рамки и пределы, и в некоторых случаях достигается значительный успех в деятельности компании. Впоследствии, однако, наступает момент насыщения. Ситуация, кажется, не только не улучшается, но как будто ухудшается. Внезапно эйфория проходит и появляется сознательная некомпетентность. Вслед за наступающим разочарованием люди начинают хвататься за прошлое, желая выждать и посмотреть, что будет. Усилий прикладывается меньше, производительность компании падает. Производительность продолжает снижаться. Далее люди, борющиеся за обучение новым возможностям, необходимым для достижения нового уровня интеграции, могут начать думать: "Это слишком сложно. Не понимаю, зачем мне это учить. Это никогда не было частью моей работы прежде. И, возможно, ничего не изменится".

      Достигнута кризисная точка. Уверенность в новом способе управления падает, все попытки ободрения звучат фальшиво и воспринимаются как манипуляция. Когда уверенность совсем утеряна, все возвращается на круги своя.

      С другой стороны, если барьер преодолевается, то уверенность поддерживается, и новое решение может быть найдено, и новая компетентность выработана. У компании начинается период взлета - производительность соответствует ожиданиям.

      Подумайте о том, на каком этапе профессиональной компетенции Вы находитесь? Какие точки по "указанному маршруту" Вами уже пройдены и что Вы ожидаете в будущем? Задумайтесь, как будут разделяться Ваши действия, если Вы обучаетесь или преподаете?


      Пресуппозиции НЛП

      Каждая научная и прикладная область знаний имеет свой язык описания и аксиоматический аппарат. Подходы, методология НЛП, принципы работы НЛП-консультанта базируются на приведенных ниже постулатах, выраженных в метафорической форме.

      Для того чтобы проверить эффективность любой пресуппозиции, действуйте так, как если бы она была истинной. Посмотрите на мир сквозь ее "фильтр", сделайте на время одним из ваших убеждений.

      Наилучший способ выяснить, полезна ли какая-то вещь или идея, - это использовать ее.


      Раппорт

      Раппорт - динамическое состояние, возникающее между двумя и более людьми во время коммуникации, характеризующееся увеличением согласованности взаимодействия людей, повышением их взаимопонимания и сопровождающееся чувством глубокого доверия друг к другу. Метафорой раппорта может служить эффект резонанса. В момент, когда частоты двух независимых источников колебания начинают совпадать, амплитуда их колебаний резко возрастает. Так и в общении людей: если какие-либо "параметры" (их может быть достаточно много) двух человек начинают совпадать, то эффективность их коммуникации возрастает многократно.

      Раппорт легко устанавливается между людьми, достаточно долго существующими вместе (члены семьи, близкие друзья), так как за долгое время общения они выработали свой эффективный стиль взаимодействия. Наблюдая за людьми, находящимися в раппорте, вы можете заметить, что многие их поведенческие паттерны (жесты, позы, дыхание, голосовые характеристики и др.) совпадают. Известно, что иногда после долгих лет совместной жизни муж и жена начинают быть похожими друг на друга. Что же касается индивидуумов, которые могут легко и быстро входить в раппорт с незнакомыми людьми, то раньше мало кто мог дать точное сенсорное описание алгоритма их поведения в этот момент. Таких людей называли "прирожденными эффективными коммуникаторами" и считали их умение "быстро входить в контакт" скорее врожденным качеством, чем развиваемой способностью.

      В результате наблюдений за эффективными коммуникаторами было замечено, что, вступая в разговор, они начинали неосознанно повторять некоторые элементы поведения своего партнера. Через несколько минут уже трудно было понять, кто из партнеров повторяет действия другого, а кто является инициатором этих действий. Беседа же при этом становилась достаточно легкой, наполнялась взаимопониманием и доверием. Трудно сказать, что же возникает в самом начале между партнерами по эффективной коммуникации: синхронизация их поведения или чувство доверия и взаимопонимание (то есть раппорт).

      Так как жизнь современного делового человека (учителя, врача, продавца, бизнесмена, политика и др.) насыщена общением с самыми разными людьми, то очень многое в успехе его деятельности может зависеть от умения быстро входить в раппорт. Переводя фокус своего внимания на технологическую сторону коммуникации, человек может развивать свои способности в установлении раппорта.

      Установление раппорта происходит через две последовательные фазы: подстройку и ведение.

      Подстройка

      В связи с тем, что установление раппорта сопровождается синхронизацией ряда элементов у партнеров по коммуникации, то первое, что можно сделать - это не ждать, пока синхронизация наступит сама, а влиять на этот процесс. Для этого можно использовать подстройку. При этом вы берете активную роль на себя и позволяете вашему партнеру оставаться самим собой, чем сильно облегчаете начало общения. Вы начинаете сами синхронизироваться с партнером, то есть подстраиваться под его "параметры" общения. Это дает вам сразу несколько позитивных результатов. С одной стороны, ваш партнер бессознательно воспринимает такое поведение как ваш шаг ему навстречу. С другой стороны он бессознательно начинает видеть (слышать) в вас "свое отражение",а кому человек доверяет больше, чем себе? Итак, таким путем вы сможете достаточно легко синхронизироваться с вашим партнером, а это означает, что вы оба будете взаимодействовать как единая система из двух элементов.

      Ведение

      Если вам удалось хорошо синхронизироваться с вашим партнером и объединиться в единую систему, то, по законам систем, при изменении одного элемента в системе для сохранения ее целостности должны измениться и другие ее элементы. Поэтому если на этапе ведения вы измените что-нибудь в своем поведении, то ваш партнер последует за вами, чтобы сохранить синхронизацию ("резонанс ваших физиологий"). В итоге вы сможете повести вашего партнера в выбранном вами направлении, причем таким путем, что ему это будет удобно и легко.

      Раппорт

      Эта стадия взаимодействия характеризуется тем, что уже трудно установить, кто является ведущим, а кто ведомым. Оба партнера действуют настолько слаженно, что буквально "предугадывают" изменения друг у друга или изменяются практически одновременно. Неудивительно, что два человека, долго работающие вместе, иногда и "думают одинаково".


      Сенсорные репрезентативные системы

      Сенсорная репрезентативная система (с.р.с.) - это система, состоящая из сенсорного анализатора, воспринимающего и совершающего первичную обработку поступающей информации от внешних или внутренних раздражителей, и нейронных путей, передающих эту информацию в закодированном виде в соответствующие зоны коры головного мозга для окончательной переработки и использования поступившей информации.

      С.р.с. являются своего рода "фильтрами" восприятия. Они определяют тот спектр восприятия реального мира, который физиологически доступен человеку (в визуальной системе: 380-680ммк; в аудиальной системе: 20-20000Гц; в кинестетической системе: запах многих вредных веществ человек ощущает только тогда, когда их ПДК (2) превышена в несколько раз ).

      Так как каждая с.р.с. напрямую связана с операциями получения, переработки, организации, хранения и вывода информации, то, используя их в той или иной последовательности, человек создает свою собственную репрезентацию (отражение) реального мира (другими словами - субъективную модель мира).

      От направленности нашего внимания зависит то, в каких комбинациях используются сенсорные репрезентации для кодирования/записи происходящих вокруг нас процессов и событий. Известно, что сознательно человек может воспринимать 7±2 единицы информации одномоментно (3), и разные люди по-разному "распределяют" этот резерв восприятия между с.р.с. Следовательно, тот "фильтр", через который пройдет больше битов информации в единицу времени, и обеспечит, в конечном итоге, полноту и характер (визуальный, аудиальный, кинестетический) "сенсорной записи".

      Таким образом, люди будут иметь предпочтения в способах получения и работы с информацией, выделяя среди трех с.р.с. одну, наиболее часто и тонко используемую и, следовательно, вносящую наибольший вклад в репрезентацию мира. Такая с.р.с. называется ведущей.

      Люди опираются на ведущую с.р.с. как в поведении, так и в речи, а также организуют с ее помощью свои стратегии мышления. Людей с ведущей визуальной р.с. называют визуалами, с ведущей аудиальной р.с. - аудиалами, с ведущей кинестетической р.с. - кинестетиками.

      По способу обработки информации визуальная, аудиальная и кинестетическая р.с. сильно различаются. Визуальная р.с. - равнонаправленная и одновременная, аудиальная р.с. - пошаговая, последовательная, кинестетическая р.с. - аналоговая и селективная.

(1) - Эти две С.Р.С. обычно объединяют с Кинестетической репрезентативной системой.

(2) - Предельно Допустимая Концентрация.

(3) - Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два. - В: Инженерная психология. Москва, 1965.


      Нейро-логические уровни

(c) Роберт Дилтс

      Данная тема в современном НЛП является одной из центральных, так как определяет закономерности в рассмотрении субъективных процессов человеческого опыта, вносит структуру в их описание и логику взаимосвязей и соподчинения, таким образом напрямую позволяя определять критерии оценки в работе любого НЛП-консультанта. Тема "Логических уровней" была разработана Робертом Дилтсом как обобщение идей, выдвинутых крупнейшими философами настоящего столетия Грегори Бейтсеном и еще ранее Бертраном Расселом. В данной парадигме НЛП удачно сочетает строгий логический подход к познанию Б. Рассела, основанный на выделении логических типов в информации, и экологичный взгляд Г. Бейтсона на обучение живых существ на основе построения субъективных моделей, балансирующих между структурой и спонтанностью в познании.

      Давно замечено, что почти во все времена своего существования человек стремился установить и организовать различного рода иерархии (социальные, ценностные, познавательные и т.д.), являясь "существом предпочитающим". Задумывались ли вы, что является источником этих иерархий: природа или человек? Кто определил, что человек является вершиной эволюции, а лев - царем зверей? В то время, как известно, что в среде интенсивного радиоактивного заражения выживают только такие "низшие" существа, как тараканы. Когда мы говорим о важности или соподчиненности, полезно определить, что является критерием, по которому устанавливаются такие связи. Существует ли он объективно или в субъективном мире человека? На наш взгляд, более объективно было бы считать, что большая часть существующих вокруг нас иерархий - это конструкции, порожденные самим человеком, его психикой как проекции собственной самоорганизации. В организме человека существуют естественные иерархии на различных уровнях, например, на нейрофизиологическом уровне: Центральная Нервная Система - Иммунная система - Эндокринная система - Системы внутренних органов - отдельные Органы и так далее до организации конкретной клетки. В этой последовательности явно проявляется соподчинение и нелинейность взаимосвязи указанных элементов. Аналогичная организация свойственна и для сенсорного уровня. Создавая собственные репрезентации относительно этого мира, человек делает их различными по значимости, выделяя среди них более важные и менее важные.

      Проявление иерархичного устройства психики человека было бы закономерным искать прежде всего в процессах познания и обучения уже с первых шагов взаимодействия человека с окружающим миром. Это впервые сделал Г. Бейтсон, выделив "Логические уровни обучения", на основании которых он описывал соподчинение элементов опыта человека. Виспользуя усовершенствованную Р. Дилтсом модель Логических уровней, процесс накопления жизененного опыта можно кратко описать следующим образом:

      С момента рождения человек попадает в богатейшую среду предметного мира, мгновенно получая информацию данного класса о вещах, людях, контекстах. Пробуя взаимодействовать с окружением, человек обучается разным вариантам поведения, которые достаточно быстро обобщаются в мыслительные и поведенческие стратегии и способности. Проявляя различные способности, человек начинает формировать систему веры и убеждения относительно масштабов своих возможностей и границ личного опыта, устанавливая при этом особые ценностные предпочтения. Обобщая приобретенный опыт, человек учится осознавать себя в соотношении с другими людьми, определяя свою самость, неповторимость, то есть собственное "Я" как целое. И затем на определенном этапе человек формирует свое представление о собственном назначении во взаимосвязи с семьей, обществом, планетой, Вселенной на основе представления о личностном своеобразии.

      Р. Дилтс более широко распространил модель Логических уровней, применяя ее к пониманию закономерностей процессов обучения, построения субъективного мира человека, коммуникации и т.д.

      Применительно к ней действует более общий закон, сформулированный Б. Расселом для определения взаимоотношения между классами информации различных логических уровней, иначе - "Закон Пирамид": "Изменение, происходящее на более низком Логическом уровне, почти никогда (очень редко) не приводит к изменениям на более высоком Логическом уровне; а изменение, происходящее на более высоком Логическом уровне, почти всегда приводит к изменениям на более низких Логических уровнях".

      Закон "Логических уровней" очень важен с точки зрения НЛП для выбора способов работы с клиентом.

      Проявление Логических уровней в языке

      "В лесу было много грибов, хвойные и лиственные деревья, большое озеро, птицы, жаркий костер, брезентовая палатка, прохладный вечер" - это ОКРУЖЕНИЕ. "Мы собрались, развели костер, сели вокруг большого костра, приготовили вкусную уху, пели песни, много разговаривали и разными вещами занимались" - это ПОВЕДЕНИЕ. "Я могу выучить много иностранных слов", Я могу больше водки выпить", "Я могу ночью не спать", Я дальше копьё бросаю", "Я быстрее читаю", "Я лучше анекдоты рассказываю" - это СПОСОБНОСТИ. "Если я не буду ходить на лекции, то я никогда не сдам экзамен"; "Ты не пришел вовремя - значит ты меня не уважаешь"; "Я не могу выучить английский язык, потому что в моем окружении нет носителя языка" - это УБЕЖДЕНИЯ. "Самое важное на земле - это творить добро"; "Порядочность - вот что отличает хорошего бизнесмена" - это ЦЕННОСТИ. "Я - директор школы"; "Я - отец семейства"; "Я - учитель"; "Я - курильщик"; "Я - человек, открытый ко всему новому" - это ЛИЧНОСТНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ.

      Модель Т.О.Т.Е.

      Одним из важных инструментов в арсенале НЛП-консультанта является модель описания эффективных стратегий (планирования, переговоров, развития организации, продаж и т.д.), известная как модель Т.О.Т.Е (Миллер, 1960). Аббревиатура Т.О.Т.Е. в переводе с английского расшифровывается, как: Тест-Операция-Тест-Выход. Использование этой модели помогает консультанту более точно распределить внимание между целью и средствами ее достижения.

      Модель Т.О.Т.Е. позволяет динамически описывать процесс достижения цели и выделять ключевые технологические элементы в этом процессе. Одно из базовых утверждений этой модели заключается в том, что цель достижима только при наличии ее точного описания. Иначе говоря, цель должна быть сформулирована настолько конкретно, чтобы ее можно было "увидеть", "услышать" и "почувствовать". В противном случае мы можем сколь угодно долго расходовать ресурсы организации на воплощение поставленной цели и при этом не заметить момента ее достижения. Игнорирование выработки четких свидетельств реализации цели может обернуться неудовлетворенностью полученными результатами, так как они вряд ли когда-нибудь полностью совпадут с Вашими ожиданиями. Или же выяснится, что все затраченные усилия не только не привели Вас к желаемой Цели, но, наоборот, увели Вас в противоположном направлении.

      В результате проведенных в НЛП исследований было выявлено, что многие успешные и гениальные люди, которые в кратчайшие сроки могли реализовывать самые невероятные проекты, обладали уникальными стратегиями создания цели. Например, Уолт Дисней при работе с целью буквально рисовал внутренний "фильм" о ней. Он мог во всех ракурсах и деталях рассмотреть то, чего он хочет достичь, будь то мультфильм, структура организации или "Диснейленд". Он мог заранее представить, какие слова он хотел бы услышать от сотрудников, заинтересованных потребителей, критиков. Дисней позволял себе мысленно очутиться в том времени, в котором ожидал реализации цели, и "прочувствовать ее изнутри", определив, что будет для него сигналом достижения результата.

      Короткий пример начала работы с Целью:
Формулировка цели: Критерии достижения цели:
Я хочу заключить договор с заказчиком. Я увижу подписи руководителей и печати фирм контрагентов на последнем листе договора; я почувствую рукопожатие партнеров по договору, удовлетворение от проделанной работы; я поручу своему секретарю присвоить номер новому договору, сделать с него копию и подшить в папку с договорами этого года, я расскажу на ближайшем совете директоров о достигнутом соглашении.

      Все выше описанное является функцией первого Теста в модели Т.О.Т.Е.

      Следующий важный технологический элемент в стратегии достижения цели - наличие достаточного выбора Операций (шагов, действий), которые приближают нас к ней. Чем больше разнообразие, состав и последовательность выполнения шагов, тем больше гибкость всей системы в продвижении к цели. Например, в случае невозможности реализации какого-то конкретного действия всегда можно выбрать альтернативное действие.

      Еще один элемент, являющийся сердцем любой самоорганизующейся системы (человек, семья, организация, общество), - это петля обратной связи. Постоянно получаемая обратная связь позволяет замечать, на сколько каждый конкретный шаг приближает нас к цели или, наоборот, уводит от нее. Наличие этой обратной связи дает возможность адаптироваться к изменениям условий внешнего мира и своевременно реагировать на возникающие в процессе реализации цели сложности. В модели Т.О.Т.Е. петля обратной связи реализована во втором Тесте. Его функция заключается в постоянном сравнении того, что Вы получаете в результате каждого действия, с представлением Вашей цели. Отсюда следует, что кроме критериев достижения цели полезно иметь промежуточные критерии, которые, как вехи, будут указывать верное направление (например, подпись одной из сторон, заключающих договор). Итак, если итог сравнения на втором Тесте неудовлетворителен (цель еще не достигнута), Вы можете вернуться на этап Операций и выбрать другое действие или подкорректировать предыдущее. Если же итог сравнения удовлетворителен, т. е. в результате Ваших действий реальность совпала с описанием цели, то Вы можете завершить процесс ее достижения. Но так как после достижения цели человек не может просто "отключиться", как если бы он нажал кнопку "Выкл.", то очень важно уметь вовремя переключиться на другой процесс. Иначе стратегия может зациклиться. Например, заключив договор, человек может еще долго продолжать думать об альтернативных вариантах его формулировки и все время ощущать незаконченность процесса. За своевременный переход от одного процесса к другому отвечает точка - Выход.

      Список вопросов, помогающих выделить каждую точку модели Т.О.Т.Е. при формулировании Цели:

  1. Какова Ваша цель? (формулировка цели).
  2. Как Вы ее представляете? В каких образах, словах и звуках, ощущениях и действиях?
  3. Почему для Вас важна эта цель? Какие убеждения и ценности ее поддерживают?
  4. Что Вы будете делать для достижения Вашей цели: во-первых, во-вторых…?
  5. Как Вы будете знать, что движетесь в выбранном направлении? Что Вы будете видеть, слышать и чувствовать в процессе достижения цели? Какие промежуточные результаты Вы выделите в этом процессе?
  6. Какие трудности и вызовы могут встретиться Вам на пути достижения цели? Как бы Вы хотели на них реагировать?
  7. Как Вы узнаете, что достигли Вашей цели? Что Вы увидите, почувствуете и услышите, когда цель будет достигнута? Как Вы поймете, что процесс завершен?

      Позиции восприятия - тройственное описание

      Кроме разделения информации на сенсорные составляющие и распределения ее по определенным иерархиям, человеку (а, точнее, его мозгу) также свойственно различать информацию относительно 3-х позиций восприятия. Три позиции восприятия позволяют различать, какая часть информации принадлежит лично человеку, какая часть информации принадлежит другим людям и объектам, а какая часть информации наиболее объективна, то есть она применима ко многим объектам.

      Один из важных компонентов, позволяющий осуществлять позиционные переходы, это механизм ассоциации-диссоциации. Итак, рассмотрим поочередно каждую из трех позиций восприятия.

      1 позиция - восприятие мира из вашей личной карты. Оценка события со своей собственной точки зрения, основанная на вашей системе ценностей. Внешний мир вашими глазами. 1-я позиция восприятия - это ассоциация с самим собой. Когда вы говорите о себе, пользуйтесь местоимениями первого лица: "Я слушаю", "Я чувствую".

      2 позиция - восприятие мира из карты другого человека. Оценка события с точки зрения другого человека, основанная на его системе ценностей; внешний мир чужими глазами. 2-я позиция - это ассоциация с другим человеком (объектом). Когда вы ассоциируетесь с кем-то и реагируете на то, как вы выглядите, пользуйтесь местоимениями второго лица: "Ты...", "Ты выглядишь". Когда мы хотим, чтобы другой человек перешел в нашу позицию восприятия (для него - во 2-ю позицию), то обычно говорим: "Попробуй встать на мое место", "Посмотри на это моими глазами". И наоборот, когда мы сами хотим оказаться во 2-й позиции, то говорим: "Будь на моем месте Вася, он бы…", "Будь я Леной, я бы…".

      3 позиция - восприятие мира из более широкой карты. Оценка события с точки зрения нейтрального\беспристрастного\независимого\объективного наблюдателя, выходящая за рамки убеждений и предположений первой и второй позиций. 3-я позиция - это не просто диссоциация от события, это возможность выйти за границы карт 1-й и 2-й позиции на более обширное пространство. При рассказе о себе (1-я позиция) или о другом (2-я позиция) употребляются местоимения третьего лица: "Он думает", "Он хочет", "Она хочет", "Они не согласны" и т.д. 3-я позиция - это широкий взгляд со стороны. Если при диссоциации мы просто смотрим на себя со стороны, сохраняя свои привычные критерии оценки, то из 3-ей позиции мы смотрим на себя как на элемент системы (участника группы, один из объектов), что позволяет нам уделять максимум внимания взаимоотношениям (связям), которые сложились в этой системе.

      Каждый человек время от времени бессознательно совершает переходы по всем трем позициям восприятия. Но так же, как у человека существует предпочитаемая сенсорная репрезентативная система восприятия, существует и предпочитаемая позиция восприятия.


      Модель S.C.O.R.E.
(симтомы-причины-результат-ресурс-эффекты)
Модель сбора информации в НЛП на основе системного мышления

(c) Р. Дилтс, Т. Эпштейн, 1987 год

      Ключевым моментом эффективного решения проблем является определение проблемного пространства. Взаимоотношения, ценности, восприятия и убеждения - все вносит свой вклад в проблемное пространство.

      До того, как начать искать решение, полезно осознать, что составляет проблемное пространство. Основной принцип поиска решения гласит: мы не можем решить проблему, мысля так же или имея тот же способ, в котором создавалась проблема. Словами Альберта Эйнштейна: "Наш разум, создав проблемное пространство, возможно, не покажет нам выхода оттуда".

      Что есть проблема? Что превращает нечто в проблему? Какие важные элементы определяют проблемное пространство?

      Прежде всего, важно осознать, что если у вас нет цели, вы не стремитесь к результату - нет и проблемы. Если вы не хотите перемен - вы остаетесь в том же состоянии и проблем не возникает. На самом деле, часто задаваясь целью, мы автоматически создаем проблему. Проблема - это различие между вашим сегодняшним (настоящим) состоянием и желаемым, а также теми задачами, с которыми вам надо справиться, чтобы достичь желаемого состояния.

      Итак, проблемное пространство определяется взаимоотношениями между целью или результатом, симптомами, возникающими при достижении результата, причинами этих симптомов и будущими ожидаемыми эффектами от этих результатов. Для поиска ресурса, который поможет эффективному "лечению" отдельного симптома, важно знать причины симптома, желаемых результата и эффектов.

      Навыки системного мышления можно применить для определения любого элемента пространства модели S.C.O.R.E. В дополнение к нахождению потенциальных ресурсов и альтернатив системное мышление определяет результаты, предвосхищает эффекты, определяет и измеряет симптомы и обнаруживает причины.

      а. Симптомы - типичные, наиболее заметные и осознаваемые аспекты существующей проблемы или проблемного состояния; такие, например, как замешательство или конфликты.

      б. Причины - это основные элементы, отвечающие за создание и поддержание симптомов. Как правило, они менее очевидны, чем порождаемые ими признаки. Это жесткие способы восприятия ситуации или устаревшие убеждения, ведущие к конфликту или замешательству.

      в. Результат - это конкретные цели или желаемые состояния, которые должны прийти на смену симптомам (например, принятие и применение новой политики и технологии).

      г. Ресурсы - это основные элементы, ответственные за устранение причин симптомов и поддерживание желаемых результатов; средств и альтернатив общения. Они, как правило, отвечают на вопросы где, когда, что, как, почему и кто изменит прежние политику и технологии.

      д. Эффекты - это более долгосрочные следствия достижения конкретного результата, такие, как усовершенствование и повышение продуктивности, прибыльности или качества работы, ожидавшееся как следствие изменения политики или технологии.

      При определении этих элементов проблемы и пространства решений системное мышление может быть применено для: 1) сбора информации у человека, группы, коллектива; 2) фокусирования на разных аспектах проблемного пространства; 3) принятия различных перспектив и позиций восприятия; 4) создания множественного описания проблемы и ее потенциального решения.

Вопросы S.C.O.R.E.

  1. Что является симптомом проблемы?
  2. Какова причина симптома этой проблемы?
  3. Какого результата вы хотите? Или какую цель достигаете, решив эту проблему?
  4. Каким будет долгосрочный эффект от достижения этой цели?
  5. Какие ресурсы помогут устроить причину проблемы?
  6. Какие ресурсы помогли бы достичь результата?



(c) 1999 den skurida, M.A.NLP
Центр НЛП в Образовании

| В начало страницы | | На основную страницу |