Вопросы по йоге:
разговор с Донной Фархи

По материалам сайта HealthWorld Online
© Donna Farhi
© 2003 Д. А. Ивахненко, русский перевод


Вопрос: В последние десять лет йога переживает огромное возрождение популярности. Проникнув в нашу культуру, на этот раз она, по-видимому, останется в ней навсегда. Вкратце, что такое йога?

Донна Фархи: В широком смысле йога - это возвращение к целостности. В философии йоги есть непреклонное убеждение в том, что целостность - наше безусловное и неотъемлемое право. Но большинство из нас забывает о своей целостности, или в терминах йоги, мы забываем свою истинную природу, и живем в некой иллюзии, что мы одиноки. Мы страдаем от некой духовной амнезии, из-за которой мы чувствуем себя отделенными от своего подлинного "я", отделенными от других, отделенными от природы. Даже вдыхая, то есть буквально вбирая в себя мир, мы продолжаем считать себя хозяевами своей собственной отдельной вселенной. Йогой является любая практика, которая восстанавливает эту исходную целостность и чувство единения с миром.

В йоге как жизненной практике замечательно то, что можно выбрать те виды деятельности, которые подходят к телосложению, возрасту, и поре жизни. Поэтому у одного человека чувство целостности восстанавливается с помощью медитации, другому для этого могут понадобиться трудновыполнимые физические позы, а еще кому-то жизнь на благо общества. Независимо от практики, конечная цель йоги состоит в том, чтобы вырваться из этой амнезии и проживать каждый день с полным осознанием, признательностью, и смиренностью, которые являются составляющими гораздо более широкой перспективы. В йоге говорится, что когда мы живем с таким осознанием, мы живем в состоянии свободы.

Вопрос: Многие предрассудки вызваны тем, что некоторые люди пытаются определить или классифицировать йогу как религию, науку, или медитативную практику в стиле "Нью Эйдж" ("Новой Эры"). Что вы об этом думаете?

Донна Фархи: Во-первых, йога не является чем-то новым или "нью-эйджевским". Это буквально тысячелетняя традиция, что характеризует её с лучшей стороны, так как основные принципы всей этой практики проверены временем и доказали свою разумность. Йогу на самом деле можно более четко определить как технологию, приводящую к переживанию покоя и безмятежности. И хотя это не религия, практика основных принципов йоги неизбежно привлекает людей к непосредственному переживанию тех истин, на которых основана религия. Так что можно быть христианином, практикующим йогу, индуистом, буддистом или католиком, практикующим йогу, потому что основополагающие принципы этих религий совпадают. Отличие в том, что йога не выдвигает претензий на роль единственного или наилучшего мировоззрения, которые так часто вызывают разногласия, насилие и кровопролитие между различными религиями. В йоге говорится, что кем бы вы ни были, ваша суть и ваше сердце такие же, как и у всех остальных. Основные исходные положения йоги были установлены тысячи лет назад людьми, которых называли "провидцами", имея в виду, что линза их восприятия была настолько беспорочной и чистой, что они могли наблюдать само устройство мироздания. Религия просит нас верить. Йога не просит нас во что-либо верить, пока мы не убедимся сами в истинности этого. В йоге говорится: "Вот некоторые наблюдения, добытые за многие века с помощью умов и сердец ясно видящих людей, о том, как жить свободной жизнью. Проверьте их сами и выясните с помощью своего непосредственного опыта правду о себе".

Вопрос: Как вы считаете, почему сейчас растет популярность йоги?

Донна Фархи: Я думаю, что йога становится популярной, в частности, в Америке, потому что американцы переживают кризис смысла в своей жизни. И этот кризис смысла переживается на всех уровнях, - например, на рабочем месте людей, для которых работа не приносит удовлетворения и не имеет смысла. Большинство методик поддержания хорошей формы, преобладавших в американской жизни с начала ХХ века, были по сути своей механичны, и обращались с телом как с неким предметом для манипуляций. Если в наши дни посмотреть на рекламу фитнеса, то в ней к телу относятся почти так же, как к машине или станку. Я думаю, что теперь американцы ищут такие виды деятельности, которые точнее было бы назвать жизненными практиками, позволяющими нам быть здоровыми и развитыми не только физически, но и эмоционально, и духовно. Основная цель большинства жизненных практик не в том, чтобы сжигать калории, а в том, чтобы взращивать глубокое чувство благополучия на всех уровнях жизни. И благодаря тому, что жизненные практики в большой мере направлены на выработку и совершенствование умений, они чрезвычайно многообещающи и интересны, и ими можно заниматься всю жизнь, никогда не скучая. Это похоже на разницу между тем, когда решаешь научиться танцевать, и тем, когда занимаешься аэробикой. При этом человек находит смысл, который больше его самого.

Вопрос: Как вы различаете "хорошую" и "плохую" йогу?

Донна Фархи: Хорошая йога взращивает глубокое чувство принятия себя и терпимости к другим. Свидетельством хорошей практики и внесения йоги в жизнь служит то, что у человека развивается ясное восприятие, сосредоточение, и умение откликаться на любую ситуацию, сохраняя присутствие духа. На моих занятиях по йоге это означает, что внешняя форма поз не является целью, - можно быть жестким, как гладильная доска, и гораздо менее гибким, чем ваши сотоварищи в зале, вместе с тем прекрасно практикуя йогу, если практика взращивает это уважение и внимательность к себе.

В этом смысле все большее подчеркивание внешней формы поз на Западе оказалось обоюдоострым мечом. Такое совершенствование позволило нам сделать позы гораздо более полезными, но западные люди настолько увлечены внешним видом и тем смыслом, который они придают этому виду, что для многих людей Запада хорошая йога означает доставать руками до пальцев ног. В последние десять лет в США проявилась тенденция судить о достижениях людей в йоге почти исключительно по их владению телом. Мы приписываем некое духовно продвинутое состояние тому, кто может положить ступни на затылок. То есть мы начинаем принимать карту за территорию. Очень часто такая вроде бы хорошая йога взращивает чувство превосходства и осуждения тех, кто практикует любую другую форму йоги. Для меня любая йога, которая взращивает эти качества, - плохая.

Вопрос: Что вы думаете о "силовой йоге" ("Power Yoga")?

Донна Фархи: Силовая йога - это в действительности общий термин для нескольких весьма эклектичных разновидностей йоги. По определению она обычно требует напряжения всех сил и очень энергична. Для некоторых людей это очень подходящий и полезный способ практики в определенные периоды их жизни, но для кого-то другого это может оказаться поводом для тяжелых травм и нарушения равновесия. Во многих случаях на такие занятия приходят люди, которые физически не готовы к выполнению настолько сложной практики. Я вижу, что к сожалению, люди часто видят в силовой йоге и других энергичных видах йоги замену механической зарядки в тренажерном зале. Я спросила секретаршу, ведущую прием посетителей в одном из самых крупных в Америке центров йоги, с каким вопросом к ней чаще всего обращаются, и она ответила, что это вопрос: "Я как следует разомнусь? Я пропотею?" Десять лет назад никто не задавал таких вопросов, так что в некотором смысле публика сейчас понимает цель йоги хуже, чем десять лет назад. Когда йога вырывается из её более широкого контекста как целостной жизненной практики, то йога вырывается из йоги.

Вопрос: Почему йога служит хорошим средством для устранения негативных мыслей, например, тревожности, стресса, и беспокойства?

Донна Фархи: Я не думаю, что йога устраняет или удаляет негативные мысли, - я думаю, она заменяет их на позитивные. И хотя кого-то это может удивить, преподаватели и студенты йоги испытывают не меньше стрессов, чем остальные люди, они просто обучаются тому, как отвечать, а не реагировать, на стресс так, чтобы строить, а не разрушать, своё благополучие.

Пытаться не думать негативных мыслей, - это как пытаться не думать о белой обезьяне. Мысли о белой обезьяне прекращаются тогда, когда ум сосредоточен на других вещах. В йоге внимание направлено прежде всего на то, что происходит прямо сейчас, а не на то, что произошло вчера, или какие ужасные вещи могут произойти завтра. Всё больше развивая такую направленность на здесь и сейчас, автоматически устраняешь огромный источник тревожности, беспокойства и стресса.

Кроме того, в йоге редко осуждаются вредные привычки. Например, кто-то может много лет пытаться бросить курить или принимать наркотики, - обычно с помощью всевозможных стратегий самопринуждения. Но часто благодаря практике таких вещей, как йога, человек обнаруживает, что негативные привычки просто пропадают. Не он бросает привычку, а привычка бросает его. Это очень распространенное явление. Один джентльмен написал мне после пройденного им семидневного ритрита по йоге у меня. Он больше десяти лет был зависим от наркотиков, но после недели здоровой пищи, глубокой практики йоги и общества великодушных людей, он просто перестал принимать наркотики. Что-то в нем сдвинулось в более позитивном направлении, и потребность в наркотиках пропала.

Вопрос: Когда вы впервые действительно сделали йогу частью своей жизни?

Донна Фархи: С самого первого мгновения, когда я в шестнадцать лет начала заниматься йогой, меня всецело увлекла эта практика. Почти сразу же после первого занятия я начала ежедневную одночасовую практику. В то время моя семья проходила через многочисленные кризисы, и как юная девушка, я испытывала глубокое замешательство и подавленность. Я бы сказала, что в то время я была полна опасений, это чувство страха наполняло мою каждодневную жизнь. Но когда я практиковала йогу, я чувствовала, что обладаю определенным контролем над этими чувствами; и независимо от того, что происходило во внешнем мире, я могла установить контакт с какой-то частью себя, которая была безмятежна, безопасна и удовлетворена. В сложившейся ситуации мне нужно было найти некую самодостаточность, и йога оказалась идеальной практикой для развития такого рода внутреннего источника силы.

Вопрос: Вы сказали, что "дыхание проникает повсюду, поэтому это идеальный инструмент для совершения крупных преобразований". Насколько в йоге важно дыхание?

Донна Фархи: Наверное, мое понимание важности практики естественного дыхания лучше всего будет передать в рассказе о себе. Я изучала формальное йогическое дыхание и практику медитации, а также интенсивную практику "асан", то есть поз, в течение многих лет, и в конце концов я осознала, что использую эти сильно контролируемые манипулятивные практики для того, чтобы бессознательно подавить свои глубочайшие страхи. В то же время я снова и снова наступала на одни и те же грабли в своих взаимоотношениях с близкими людьми, в своей работе и в практике йоги. Я постоянно травмировалась и была глубоко несчастна. Широко известная преподавательница йоги Анжела Фармер познакомила меня с идеей работы с легкостью вместо усилий, и хотя наши подходы очень отличаются, она придала мне смелости следовать по тому пути, который я интуитивно чувствовала. Примерно через год такой практики моё дыхание, которое было очень скованным, начало раскрепощаться. По мере того, как оно раскрепощалось, я пережила драматичный кризис в своей личной жизни. В моей памяти начали всплывать кадры некоторых очень травматичных переживаний из детства, которые большую часть жизни оставались черной дырой в сознании. У меня создалось впечатление, что как только я начала раскрывать свое дыхание, я вместе с тем открыла шлюзы этому переживанию. Я не сказала бы, что это переживание было радостным. Но конечным результатом было глубокое чувство освобождения от прошлого, и способность жить так, как решаю я, а не как было предрешено моим прошлым. Тогда я узнала, что изменение происходит через тело. Травма запечатлевается на клеточном уровне в структуре нервной системы, и если хочешь измениться, то именно на это нужно обратить внимание. Или, как говорил один из моих учителей, изменение происходит на клеточном уровне.

Вопрос: Вы сказали, что переехали в Новую Зеландию для того, чтобы жить в обстановке, способствующей углублению вашей практики. Был ли переезд удачным, и как вы видите будущее своей практики йоги?

Донна Фархи: Переезд был очень удачным во всех отношениях. Темп жизни здесь гораздо медленнее, и у людей более уравновешенный взгляд на жизнь; их интересует не столько карьера, сколько семья, друзья и радость жизни. День, прожитый без любви, не стоит и ломаного гроша. Так что даже хотя у меня очень плотный рабочий график, и я путешествую четыре месяца в году, я чувствую надежную опору в такой культуре. Для меня сейчас важнее иметь время для общения с супругом, чем гоняться за славой. Важнее иметь время, чтобы расслабленно пообедать, получить удовольствие от работы в саду, или побыть со своим конем, чем нарастить банковский счет. Мои давнишние студенты в США говорят, что они чувствуют атмосферу тишины вокруг меня, которой не было раньше, и когда я преподаю, то чувствую ту радость и щедрость души, которая угасала в мои последние годы в США.

Будущее? Сейчас одно из основных направлений моей работы - обучение преподавателей и написание книг. Обучение преподавателя, который окажет влияние на тысячи студентов, - это, по-видимому, лучшее применение моей энергии на данном этапе жизни, чем обучение группы из тридцати учащихся. Еще одно направление - развитие ритритов и тренингов здесь в Новой Зеландии для того, чтобы любители йоги со всего мира могли приехать и ощутить вкус такого стиля жизни. К нам уже проявляют беспрецедентный интерес из многих стран мира. Но одна из моих долгосрочных целей - разработать ритриты, посвященные йогическому образу жизни. В наши дни многие из выездных семинаров по йоге на время отпуска являются в действительности чем-то вроде паузы в жизни людей, - это нереалистичная обстановка, где кто-то другой готовит, убирает, и т. д., для того, чтобы вы хорошо провели отпуск. Это великолепно, но в смысле обучения тому, как включить йогу в реальную жизнь, это мало что дает. Мне интересно, что получится, если люди смогут приезжать и вести со мной такой образ жизни в течение краткого времени, чтобы практика йоги стала более полной жизненной практикой. Это совсем не новая и не оригинальная идея, но для меня это, по-видимому, будет следующим шагом.

| В начало страницы | | На основную страницу |

Rambler's Top100