Тренинг профессиональных умений

Основные темы

Тема 1 Обзор метода (Тезисы дискуссии)

1. Основанный на мудрости веков (принципы)

а) осознанность
б) ненасилие
в) взаимосвязанность: единство

2. Основанный на науке

а) теория живых систем: органичность
б) новая биология: целостность ума и мозга
в) сложность
г) адаптация и эволюция
д) неврология

3. Телесно-центрированный

4. Ориентированный на опыт

5. Важность состояния ума терапевта

6. Системная точка зрения: снижает шум, а не повышает сигнал, признает сложность, циклы обратной связи, устанавливает циклы подкрепления

7. Признает и использует особые "состояния сознания"

а) обычное сознание
б) осознанность
в) состояние ребенка
г) спонтанное выражение сильных эмоций

Тема 2 Мудрость восприятия (Отслеживание и контакт)

1. Мудрость восприятия

Весь опыт организован, включая опыт восприятия. На восприятие сильно влияет обучение, отношение, напряжения, убеждения и всевозможные культурные предрассудки. Что же тогда здесь мудрость? Воспринимать глубоко и без предрассудков. Воспринимать не только поверхность, но и все насквозь до самой сути. Проникать взором в историю, значение, и потенциальное будущее воспринимаемого. Это мудрость.

2. Отслеживание

а) У этой идеи два источника: охота и радар наведения огня. Выслеживание в охоте означает распознавать признаки, следы прохождения животного, за которым вы охотитесь. В нашей работе мы выслеживаем и распознаем признаки текущего переживания. Мы наблюдаем выражение лица, дыхание, позу, выслушиваем тон голоса и интонацию, и читаем их как показатели текущего переживания. Это одна сторона ориентации метода на опыт.

б) Радар наведения огня (разработанный Норбертом Винером, знаменитым благодаря кибернетике и компьютерам), ищет цель, например вражеский самолет. Найдя ее, он "ловит ее" и следует за ней, куда бы она ни шла. В нашей работе мы ловим переживание и следуем за ним, куда бы оно ни шло. Это не так легко, как кажется. Для клиентов отслеживать переживание бывает особенно трудно, когда оно болезненно или когда есть сильная необходимость искать причины или оправдания. Это по тем же причинам трудно и для терапевтов.

в) Отслеживание - это умение, которым можно овладеть и развить его. В нем много уровней. Например, молодой охотник может узнать следы оленя. Более опытный охотник может распознать, что это олень-самец, двухлетка, и что он ослабел от долгого бега. Умение отслеживать можно развивать много лет, и постоянно расширять связанные с этим знания. Можно достичь таких уровней мастерства, которые иногда кажутся волшебством. Это один из принципов мудрости восприятия, основанный на спокойном, открытом, любящем состоянии ума и большом опыте.

г) Почти каждый человек на каком-то уровне распознает все признаки текущего переживания. Мы часто реагируем на них, не думая об этом. Чтобы научиться использовать это в терапии, нам нужно уметь прилагать слова к тому, что мы отслеживаем. Нам нужно отслеживать сознательно и намеренно, и уметь думать о том, что мы отслеживаем. При обширной практике это становится привычкой, и мы делаем это, не задумываясь.

3. Контакт

Предназначение

а) Основная опора для установления лечебных отношений
б) Расслабляет клиента, положительно влияет на чувства безопасности и понимания со стороны другого.
в) Переводит внимание на текущее переживание.
г) Направляет процесс через выбор переживания для контакта.
д) Привлекает внимание к переживаниям, которые находятся вне сознания или остаются невысказанными.

Контактные высказывания

а) Форма: чем короче, тем лучше; на тему переживания; не слишком настойчивые.

б) Контактные высказывания используются для того, чтобы построить лечебные отношения. В таком случае, когда контакт предлагается для подтверждения того, что терапевт осознает и отслеживает переживание клиента, контактное высказывание может даже не прерывать поток внимания человека. Человек можно просто кивнуть в знак согласия, и продолжать говорить. Но кивок говорит вам о том, что контактное высказывание выполнило свою роль.

в) Контактные высказывания также используются для тонкого влияния на фокус внимания, и могут его полностью менять. Когда вы контактируете с каким-то мощным процессом в текущем переживании другого, особенно происходящем вне того, о чем идет речь, это может коренным образом переместить словесный контекст другого человека и центр его эмоций. Например, простой контакт с чувствами, которые присутствуют, но не высказываются, часто создает удобную возможность для их выражения. Такой контакт очень похож на прерывание одного аспекта или части личности (рассказчика, анализирующего,... руководителя) и приглашает другой аспект (чувства, выражение эмоций, изгнанника) выйти вперед и говорить. Это легкий и мощный способ ускорить процесс, избежав смерть от скуки, как говорят в Голливуде, "пойти напрямик". Научитесь этому и психотерапия не будет такой ужасно медленной.

г) Есть несколько основных типов контактных высказываний. Чаще всего встречается контакт с текущим переживанием, но есть и другие:

  1. Итоговые контактные высказывания: они подытоживают то, что было сказано в недавний краткий период разговора. Например: "Так что вам нравится ваша жизнь", или: "так вы считаете, что вам нужно сделать выбор". Итоговые контактные высказывания дают человеку знать, что вы следите за содержанием разговора. Они помогают поддерживать разговор. Но они не всегда связаны с текущим переживанием.
  2. Контактные высказывания по поводу прошлых переживаний. "Могу поспорить, что вы очень обрадовались, когда это произошло". Они связаны с переживанием, но не с текущим.

Полезно четко различать эти типы. Они используются для разных целей и дают разные результаты.

Ожидание

Для контакта требуется ожидание. Такое ожидание означает, что вы уважаете другого человека и признаете его потребности.

а) Во-первых, нужно ожидать возможности говорить, или сигнала другого человека о том, что он слушает. Люди часто не рассчитывают на то, что другие выслушают их или выделят им сколько угодно времени на то, чтобы разговаривать и думать без страха перебивания.

б) Во-вторых, нужно ожидать, пока ваше высказывание подействует. То есть вы ожидаете и выделяете время на то, чтобы заметить воздействие своего контактного высказывания. Вы ожидаете, чтобы обнаружить, что человек "сделал" с тем, что вы сказали, сознательно или нет. Он просто кивнул "да" и продолжил дальше? Он вздохнул и расслабился? Он начал говорить о том опыте, с которым вы контактировали? Он замолчал или озадаченно на вас посмотрел? Подождите и выясните. То, что другой человек делает с контактным высказыванием, должно сильно влиять на ваши последующие действия.

Дополнительные идеи

а) Контакт - это основа. Многим людям его очень не хватает. Это необходимое лечение для изолированности и одиночества. Он настолько существенен и эффективен, что это самостоятельная форма терапии. Даже просто знать, как установить контакт, очень полезно, полезнее всего остального. Его физическое соответствие - прикосновение. Многие эксперименты показали, насколько важным может быть прикосновение (вспоминаются известные эксперименты с новорожденными).

б) Установить контакт лучше, чем задавать вопросы. Потренируйтесь превращать вопросы в контактные высказывания.

в) Тот, кто в соответствующий момент делает контактное высказывание, не пытается быть главным или контролировать отношения. Наоборот, создание контакта - это установление прочных, близких, внимательных отношений, способствующих уверенности и свободе каждого человека. Я советую тренировать контактные высказывания, а не управление процессом. Бывает, что нужно взять на себя управление процессом. Но только после того, как с помощью контактных высказываний и любящего присутствия были установлены лечебные отношения. Тогда взятие управления на себя основано на доверии, заслуженном и укрепленном с помощью текущего переживания.

Тема 3 Быть человеком в полном смысле слова: быть личностью

1. Что бывает разным у клиентов

а) способность сохранять осознанность
б) зрелость (сдерживание и управление импульсами, подавленными чувствами)
в) заземленность, связь с реальностью
г) мотивация к самоисследованию
д) опыт и знание себя
е) способность проявлять спонтанность
ж) способность доверять

2. Травмы по поводу собственной ценности и принятия другими

3. Что бывает разным в способности терапевта быть личностью

а) способность сосредоточивать внимание на другом человеке
б) способность откладывать свои планы
в) способность общаться без использования или манипулирования
г) целостность чувств и их выражения
д) может задержать и даже обратить свои импульсы и действия
е) может принять боль и поступки другого, не избегая их, без осуждения, оценки или потребности изменить другого

4. Суть воздействия человечности терапевта на процесс:

а) способность терапевта выделить человеку пространство и внимание служит необыкновенно положительным признаком принятия и ценности человека, говоря тем самым: "У меня есть время для тебя. Я отношусь к тебе всерьез".

б) отсутствие необходимости навязывать планы другому человеку говорит о том, что: "Я принимаю тебя таким, как ты есть". Это не значит: "Ты можешь делать что хочешь", а скорее: "Я посвящу это время тому, чтобы понять и работать с тобой, не отрицая твоей самостоятельности как личности, не обвиняя тебя".

Тема 4 Организация опыта

1. Некоторые общие идеи

Мы начинаем с нескольких цитат. О буддизме, Абхидхарме, "живых системах", и несколько идей о привязанности и циклах закрепления. Сначала об Абхидхарме (буддийском тексте о природе ума):

а) "В этой модели, первичным в формировании опыта считается не внешняя реальность - не то, что познается, не объект осознания - а скорее свойства самого ума в этот момент". (Из книги "Наука об уме - диалог Востока и Запада", под редакцией Дэниела Голмена).

б) Формирует и организует опыт не внешняя реальность; он сильно зависит свойств конкретного ума в конкретный момент. Это связано с крупным сдвигом в научном мышлении, происшедшем в основном в этом веке. Сдвиг от абсолютной внешней реальности к более глубокому пониманию значения участника/наблюдателя и вопросов, которые задает этот наблюдатель (квантовая теория), а также точки пространства-времени, из которой делаются наблюдения (теория относительности). Все это выглядит очень похоже на "свойства ума в данный конкретный момент".

в) Основная идея здесь в том, что в человеческом уме не происходит простого воспроизведения реальности. Реальность создается, скорее на основе природы создающего ее ума, чем на какой-то абсолютной реальности, внешней по отношению к этому уму. Опыт организован. Он не просто отражает внешние воздействия. Он организуется умом, который переживает этот опыт. ""Я", которое вы ищете, - это то "я", которое его ищет".

2. О теории живых систем

а) "Достаточно рассмотреть структуру нервной системы ...чтобы убедиться в том, что результат проецирования образа на сетчатку не похож на входящую телефонную линию. Скорее он похож на голос ... добавляемый ко многим голосам во время бурного семейного спора ... в котором достижение консенсуса о действиях не зависит от слов какого-то одного члена семьи". Кроме того, авторы пишут: "... внешние возмущения ... могут только модулировать постоянное возникновение и исчезновение внутренних балансов сенсорно-двигательных корреляций". (Из книги "Дерево знания" Матурана и Варела).

б) Уже многое происходит внутри, даже прежде чем что-то происходит снаружи. Ум, как знают все медитирующие, бывает очень занят, и обычно так оно и есть. То, что возмущает его, то, что влияет на него, и какое это влияние, во многом зависит от того, что уже происходит. Хорошо, вы спросите, зачем возиться с настолько очевидными вещами. И я вам отвечу. В нашей работе мы стараемся изменить привычную организацию опыта. Вот что мы стараемся сделать. Сознавая, что опыт - это скорее результат этих организующих факторов ("свойств ума"), чем каких-либо внешних событий ("реальности"), мы делаем вывод, что возможность свободы (от страданий) состоит не в изменении внешнего мира, а в изменении самих себя. Мы можем приобрести свободу, изменив то, кто мы такие. Это хорошая новость. Нам не обязательно быть жертвами. Мы не автоматы стимула и реакции. Мы переполнены внутренней активностью, которая в какой-то степени определяет наши переживания, и можем ее изменить. Здесь мы подошли к теме четырех благородных истин.

в) Еще одна цитата Голмена:

"Многие состояния ума, которые считают совершенно нормальными в западной психологии, в буддийской психологии считаются патологией ..."

"Практическое правило определения психического здоровья очень простое. Патологическими или нездоровыми называются те состояния, которые не способствуют спокойствию, умиротворенности, равновесию, медитации, достижению просветления... В результате получается, если хотите, очень древнее диагностическое и статистическое руководство: модель ума, которая анализирует различные состояния ума и классифицирует их как здоровые или нездоровые.

Первый патологический фактор ума - "заблуждение", или невежество, элемент восприятия, определяемый как затуманенность ума, который ведет к неверному восприятию, замешательству и путанице. Заблуждение мешает нам ясно видеть. Это основополагающая причина страдания - простая неспособность видеть мир без всяких предубеждений. С точки зрения западной психологии можно сказать, что это защищенное восприятие, противоположное восприятию, которому не нужно ничего от себя прятать, нечего бояться.

Второй патологический фактор - привязанность, немного архаичный термин. Я думаю, что может лучше подходить термин "пристрастие", потому что он имеет оттенок эгоистичного стремления удовлетворить желание, преувеличивающего привлекательность желаемого. Именно желание искажает. Оно придает стремлению качество зависимости. В этой модели привязанность эгоистична, а любовь нет.

Третий - злость, враждебность или "недоброжелательность", сильное отвращение, которое тоже искажает реальность, но в противоположном от пристрастия направлении. Оно сбивает с толку, вводит в заблуждение и выводит из равновесия ум.

Четвертый - собственная важность, или "тщеславие", преувеличенное или высокомерное представление о себе, из-за которого мы, цитируя один источник, "завидуем вышестоящим, соревнуемся с равными и высокомерны к нижестоящим"". Голмен упомянул "качество привязанности", и вот несколько идей на эту тему.

3. О пристрастии (зависимости):

а) Я взял эти идеи из книги Питера Сенжа "Пятая дисциплина": с системной точки зрения, пристрастие - это шаблон использования кратковременных решений (например, курения или выпивки) для облегчения поверхностной проблемы (например, напряжения, скуки, тревоги), в то время как долгосрочная, более глубокая проблема - например, бедность, безысходность, низкая самооценка, страх, и кстати, повреждение легких, повреждение печени и ухудшение отношений с другими - сохраняется и с ней не работают прямо. В ближайшей перспективе, мы чувствуем себя немного лучше. В долгосрочной перспективе, болезнь и крах.

б) В общем шаблоне пристрастия идет такая динамика: (1) Основная проблема существует и ее активно игнорируют ("защищенное восприятие"), тогда (2) исходная ситуация все усугубляется, требуя (3) все большего использования кратковременных решений, которые (4) позволяют игнорировать основную проблему, которая усугубляется ... и так далее и так далее. Пример: я пью, чтобы забыть о том, что моя жизнь разваливается. Когда я пью, я ничего не делаю для того, чтобы улучшить свою жизнь. Так что ситуация ухудшается. Когда приходится признать факты о происходящем, меня это еще больше ошеломляет, и поэтому пью, чтобы забыть ... и так далее и так далее. Здесь происходит так называемый цикл закрепления или цикл позитивной обратной связи.

в) Я думаю, вы согласитесь с тем, что самый общий класс переживаний, которые активно игнорируются, - это те переживания, в которые входят ощущения боли, чувства страха, ярости, безысходности, беспомощности, или если обобщить, то, что Будда назвал страданием или, в другом переводе, мукой. Так что вы видите, что ум, в котором преобладает отрицание страдания, очень подвержен пристрастиям. Конечно, это первая благородная истина, признание, осознание и понимание страдания. Стивен Бэтчелор в своей книге "Буддизм без убеждений" пишет об этом с такой прекрасной ясностью и лаконичностью, которой я не встречал ни в одной другой книге. (Наверное, он настолько ясно высказывает свои мысли не только потому, что он очень опытный медитирующий, изучающий и преподающий буддизм. Он к тому же шотландец).

4. Почему мы сосредоточиваемся на опыте

а) Психотерапия (и по-видимому, эмоциональная поддержка) действует тогда, когда человек сосредоточивается на переживании. Исследование Юджина Джендлина из Чикагского университета показало: эксперты, слушая магнитофонную запись первых 45 минут первого сеанса терапии, могут определить, получит ли это человек пользу от долгосрочной психотерапии. Важнейший фактор, предсказывающий успех в психотерапии: может ли человек отслеживать сове переживание и говорить о нем. Если да, терапия будет эффективной.

б) Почему именно это фактор настолько важен? Потому что переживание - это реальное выражение организующих убеждений. Я убежден в этом. Нужно быть в контакте с переживаниями, чтобы измениться (чтобы изменить свою организацию переживаний).

в) Каждый может научиться сосредоточиваться на переживании. Это довольно легко, когда вы перестаете делать все остальное. Это естественный результат того, что успокоился, отложил в сторону свои планы и просто существуешь.

г) Переживание всегда доступно в настоящий момент. Так что мы можем спрашивать людей о том, что происходит с ними прямо сейчас. Если они говорят нам о чем-то, что произошло два года назад, то рассказывание - это тоже переживание, и причем скорее всего это самая важная часть рассказа. Почему этот человек рассказывает эту историю именно сейчас? Это приведет к тому, что человеку нужно и хочется именно сейчас. И когда он будет знать это, ему будет гораздо легче достичь желаемого.

д) Обмен текущими переживаниями - это основа близких отношений. Работа с переживанием помогает людям научиться поддерживать близкие отношения, и получить все преимущества и удовольствия способности к близким отношениям.

Тема 5 Лечебные отношения

Основная идея:

лечебные отношения основаны на трех вещах, которые терапевт показывает клиенту: (1) сострадание; (2) понимание; (3) присутствие. Если лечебный процесс возможен, эти три фактора делают его вероятным.

Еще несколько основных идей

  1. Клиент обеспечивает импульс к лечению, побуждение к работе
  2. Личные качества терапевта обеспечивают контекст для этой работы (и 90% эффективности терапии).
    Для импульса клиента к лечению нужен соответствующий контекст. Основная задача терапевта - быть соответствующим контекстом, использовать свою человечность.
  3. Для того чтобы терапевт был таким, среди его ключевых убеждений и глубинных переживаний должно быть несколько сильных и позитивных по поводу:
а) взаимосвязанности, понимания того, что мы не отдельные, изолированные существа.
б) убеждение в эффективности осознанности, внимательности, разума и мысли.
в) открытости к информации. Открытость к интуитивному постижению, к пониманию и смыслу.
г) исходной доброты жизни.
д) все вышесказанное подразумевает: более медленный темп, открытое и щедрое сердце, сосредоточенность не только на себе.

Распознавание бессознательных потребностей и приспособление к ним

  1. Основная идея: мы можем контактировать и реагировать на невербальные, бессознательные сообщения. На самом деле нам это просто необходимо!
  2. Еще одна основная идея: рассуждения, планирование, принятие решений, проверка терапевта, "выполнение многих интеллектуальных задач", видение и слышание, искажение, маскировка, или полное блокирование - все это может происходить вне сознания. Так что мы говорим о подсознании и отслеживаем внешние признаки его проявления, особенно то, что оно говорит о происходящем прямо сейчас. То, что я называю "бессознательным комментарием".
  3. Некоторые проявления бессознательной потребности
  4. а) физические проявления, например поза
    б) шаблоны взаимоотношений, например кто задает вопросы, кто говорит первым, как мы обращаемся друг к другу, и т. д.
    в) потребности, подразумеваемые содержанием.
    г) голос, выражение лица
    д) бессознательный комментарий
    е) проверка терапевта на безопасность

  5. Выслушивайте и наблюдайте эти проявления, особенно в начале сеанса.
  6. Для построения лечебных отношений важно признавать и приспосабливаться к этим проявлениям.
  7. Понимание этого бессознательного комментария и проявления потребностей дает прочную основу для экспериментов или доступа к опыту.

Тема 6 Занимать исследовательскую позицию

  1. Научный метод. Исследовательская позиция - это (как гравитация) "не просто хорошая идея, а закон". Не просто закон, а выражение стремления к честности, ясному мышлению, и убеждения в том, что истинно только то, что можно продемонстрировать. (Это не только базовое положение в науке, это именно то, чему учил Будда! "Верьте только тому, что, как вы сами знаете, можно продемонстрировать".)
  2. Основной научный вопрос. По мнению Карла Сагана, это вопрос: "Какие есть доказательства?" Так что мы продвигаемся, по сути собирая доказательства. Проводя небольшие осознанные эксперименты, мы помогаем клиенту собрать доказательства насчет его организующих убеждений. Нам нужна определенная структура, если хотите, теория, по поводу клиента. Мы получаем ее, собирая информацию (одна из наших двух основных задач). Но мы не просто накладываем свою теорию на клиента и доказываем ее правильность. Мы сохраняем открытость, даже когда уверены в своих теориях. Это позволяет нам создавать эксперименты, которые приносят полезную информацию. Информацию, которая либо подтверждает, либо опровергает наши идеи. И что самое важное:
  3. Результаты эксперимента. Именно переживание клиента служит доказательством или опровержением. Результаты этих небольших экспериментов - переживания клиента. Легко сомневаться в теории. Практически невозможно сомневаться в опыте. Доказательство по самой своей природе ориентировано на опыт.
  4. Личные качества. Прирожденный экспериментатор имеет такие личные качества:
  5. а) большое любопытство (в данном случае, к людям) и стремление к интеллектуальному риску, можно сказать, тяга к открытиям
    б) вера в способность и стремление клиента к само-исследованию
    в) открытость к результату и готовность следовать за истиной, куда бы они ни вела
    г) спокойное отношение к неопределенности и незнанию

  6. Форма эксперимента. Такое экспериментальное исследование имеет соответствующую форму:
  7. а) эксперименты всегда проводятся в контексте лечебных отношений. (И это не рекламная уловка!)
    б) эксперименты всегда проводятся со словесным согласием и разрешением клиента.
    в) эксперименты всегда направлены на выяснение какого-то аспекта опыта клиента.
    г) помните: всегда получайте сообщения о результатах этих экспериментов. Не принимайте одни объяснения и теории. Вы можете спросить клиента: "Я понимаю, что вы думаете по поводу этого эксперимента, но что именно произошло? Что вы пережили на опыте?" (Трудно сказать, как много раз я получал что-то другое вместо описания переживания, вызванного экспериментом. И как много раз благодаря вопросу о переживании процесс становился плодотворным.)

  8. Использование результатов эксперимента. Мы вносим поправки в наш подход, основываясь на результатах небольших экспериментов. Мы используем результаты экспериментов, чтобы углубить доступ к опыту, и чаще всего, для создания следующего эксперимента.
  9. Будьте творческими! Прочитайте о "Методе утилизации" Милтона Эриксона. Он связан с использованием всех подручных средств как части работы. Простой пример: как-то в Германии я работал в танцевальном зале. В нем была полностью зеркальная стена. Во время упражнения "моргание" я просил людей подвести партнера с закрытыми глазами к зеркалу, где при желании люди могли "моргать" сами на себя. Это было потрясающе! Так что как только видите зеркало, создавайте эксперимент!

Тема 7 Вызов осознанных переживаний

  1. Хакоми - это исследование организации опыта.
  2. а) тем, как мы организуем себя, определяется, кто мы такие
    б) исследование это организации позволяет нам обнаружить и пересмотреть свою организацию
    в) все аспекты этого метода предназначены для того, чтобы открыть возможность исследования, провести и использовать его

  3. такое внутренне исследование организации разрешается клиентом только тогда, когда он находится в безопасной сфере "Контракта" и "Лечебных отношений" с терапевтом. Мы не проводим доступа к опыту, пока они не установлены.
  4. мы изучаем текущее переживание, чтобы обнаружить основополагающие организующие факторы.
  5. этот путь от переживания до организующего фактора называется маршрутом доступа.
  6. "транспортными средствами" для путешествия по этим маршрутам служат различные эксперименты, которые мы предлагаем клиенту, чтобы вызвать осознанные переживания, и внести в сознание организующие факторы опыта.
  7. некоторые эксперименты - стандартные техники (например, пробы и перенимание); остальные - импровизированные возможности для исследования, создаваемые по мере необходимости.
  8. некоторые глубинные организующие факторы предназначены для защиты клиента от самосознания, обмена переживаниями с другими, увеличения силы и энергии, и т. д., и могут блокировать маршрут разными видами сопротивления. Мы называем их "барьерами".
  9. чтобы продвигаться по маршруту, сохраняя уважение к "органичности" клиента, терапевт должен занимать "исследовательскую позицию".

Тема 8 Состояния сознания

"В этой модели (буддийской модели ума) считается, что переживание в основном формируется не внешней реальностью, - не тем, что познается, не объектом сознания, - а скорее свойствами ума в данный момент". (Из статьи Дэниела Голмена "Тибетские и Западные модели психического здоровья", в сборнике "Наука об уме - диалог Востока и Запада").

  1. Смена точки зрения:
  2. а) "не внешней реальностью" - когда люди говорят, они (если это не ложь и не шутка) предположительно говорят о реальности. И естественно предположить, что наш ум в чем-то автоматически соглашается с тем, о чем они говорят. Этим автоматическим соглашательством мы как раз и не хотим заниматься, потому что оно наполняет ум целым миром, создаваемым говорящим человеком. Он наполняет наше так называемое "текущее подсознание". И пусть не кажется параноидальным (а мы знаем, что это возможно) утверждение, что текущее подсознание ограничено, оно имеет определенную емкость. Если вы наполняете его реальностью другого, то есть содержанием и предположениями, то у вас остается не так уж много пространства для собственного критического мышления и наблюдения. Вам нужен свой собственный материал в текущем подсознании, а не материал кого-то другого. Поэтому мы не занимаемся вопросами, что реально и что нет в рассказе другого человека. Мы интересуемся не столько внешними реальностями, сколько умом, который воспринимает и познает эти "реальности". Опять же рассказчиком, а не рассказом. И это ближе, добрее, внимательнее, эффективнее, даже если не совсем вежливо.

    б) "не тем, что познается" - не тем, о чем думает человек.

    в) "не объектом сознания" - не тем, что человек сознает.

    г) "свойствами ума в данный момент". Каковы свойства ума в данный момент? Это вполне может быть эмоциональное состояние. Это могут быть факторы мотивации. Может быть, насколько открыт, спокоен, привязан, огорчен... как человек привычно организует свой опыт. Я думаю, они пишут именно об этом: как данный конкретный ум делает то, что он делает в данный конкретный момент. Именно этим данный человек и является. И именно этим мы интересуемся: кто вы?

  3. Состояния сознания: в нашей работе мы различаем четыре состояния сознания:
  4. а) обычное ("ненаблюдаемое", направленное на задачу, сфокусированное, "зашумленное")
    б) осознанность (само-наблюдающее, свободное от намерения, спокойное)
    в) сильные эмоции (неуправляемое, спуск через пороги)
    г) ребенок (особое чувство, что являешься ребенком, в сочетании с текущей реальностью)

  5. Проработка в соответствии с состоянием

Мы работаем с каждым состоянием по-разному. Сеансы почти всегда начинаются с обычного сознания, и это состояние то приходит, то уходит во время процесса. Оно настолько обычно, что мне не нужно его вам описывать. Это то повседневное состояние, в котором наш ум соприкасается с миром. Конечно, у разных людей оно бывает разным, но в определенных границах. Мы можем отличить его от, скажем, опьяненного состояния, трансового состояния, психотического состояния, сна и других состояний.

Начиная с этого состояния, мы устанавливаем лечебные отношения, и когда это сделано, начинаем доступ к опыту, что означает переход к другим состояниям сознания. Например, осознанности, поиску значения и высвобождению эмоций.


На основную страницу
Rambler's Top100