Рон Курц, Донна Мартин

Конференция по ноэтике

(отредактированная стенограмма
однодневного семинара
по "Любящему присутствию")

Copyright © 2002 Ron Kurtz Trainings, Inc.
http://www.ronkurtz.com/
Copyright © 2002 Д. А. Ивахненко, русский перевод.
http://awake.kiev.ua/hakomi/
Все права сохранены


Рон: Мы проведем ряд направленных на получение собственного опыта упражнений, логическую последовательность упражнений, которые приводят к состоянию ума под названием "любящее присутствие". В наше время многие говорят о состояниях ума. Я думаю, что сейчас психология движется по направлению к так называемой психобиологии[1], в терминологию которой входят "состояния ума". Когда я говорю о состоянии ума, то имею в виду ум, тело и дух, единое целое. Мы сосредоточиваемся на любящем присутствии как раз по той причине, что состояние ума терапевта оказывает огромное влияние на результат психотерапии. Настолько огромное, что Майкл Махони в своей книге "Процессы изменения человека" сказал даже так: "Терапевтическое воздействие, производимое самим терапевтом, оказалось в восемь раз больше, чем воздействие, связанное с техниками терапии. "Личность" терапевта играет намного более существенную роль в качестве и эффективности профессиональных услуг, чем конкретные техники..." [курсив мой]. Когда я прочитал это, я подумал: "О, важен не только метод. Дело не только в техниках. Есть что-то еще". Тогда я начал обращать внимание на то, какое воздействие оказывает терапевт как личность? Как при этом создаются лечебные отношения?

Я сформулировал несколько идей. Во-первых, нужно установить такие отношения, в которых вы заручились сотрудничеством бессознательного ума клиента. Такой вид сотрудничества нужно заслужить. Нужно определенным образом быть. Вот две вещи. которые нужно установить: нужно проявить сострадание, внимание и умственные способности. Если вы хотите установить лечебные отношения, – то есть отношения, в которых вы можете помочь выявить и преобразовать мучительные воспоминания и убеждения, – то это как раз те качества, которые необходимы терапевту.

Махони называет эти качества "личностными". Чогьям Трунгпа тоже написал об этом кое-что, вдохновившее меня.

Донна: "Основная задача профессионалов в оказании помощи и психотерапевтов в частности заключается в том, чтобы стать людьми в полном смысле слова и воодушевлять быть людьми в полном смысле слова тех, кто чувствует себя лишенным чего-то в жизни".

Рон: Да, это оно! "... стать людьми в полном смысле слова". Это наша основная задача. Итак, вот слова, описывающие важнейшее качество терапевта: быть личностью и человеком в полном смысле слова. Я задался вопросом, как все эти качества, – сострадание, внимание, и тому подобное, – как их можно назвать в виде состояния ума. Я назвал это "любящим присутствием". Это качество включает в себя полное присутствие, при котором не абстрагируешься и не думаешь о чем-то другом. При этом можно вообще не думать, обращая всё внимание на присутствие вместе с человеком перед собой. Оно также включает в себя способность осознавать всё происходящее, большая часть которого может происходить за рамками словесного разговора (Дениэл Голмен в своей книге "Эмоциональный рассудок" утверждает, что 90% всего эмоционального общения невербально).

Вот каковы составляющие духовности: способность присутствовать, сострадать, и я бы сказал, вдохновляться. Чтобы пребывать в умонастроении любящего присутствия, нужно пользоваться особым видом эмоциональной поддержки. Что-то должно поступать к вам. Подобно тому, как вдох следует за выдохом, нужно вдохновляться, чтобы поддерживать это состояние ума. Если вы действительно его поддерживаете, что-то из вашего состояния сообщается другому человеку (в нашем случае клиенту). Что-то из вашей умиротворенности и дружелюбия просто передается другому человеку, как бы окутывая его теплотой. Я помню, как я в первый раз прошел психотерапию. Я учился в аспирантуре и пошел к одному из моих профессоров на факультете психологии. Когда я вошел в двери его кабинета, он просто сказал: "Заходи, Рон", и я сразу же почувствовал, что я в безопасности, что он действительно здесь и проявляет ко мне симпатию. Достаточно было его голоса и одного предложения. Мы обычно называл его "Будда". Мы проведем этот день, обучаясь весьма сознательно входить в это состояние, поддерживать его в течение нескольких минут, и предлагать его друг другу.

Но прежде чем мы перейдем к получению собственного опыта, я хотел бы упомянуть еще одну вещь. Поскольку мы говорим о невербальном воздействии друг на друга, я хотел бы указать на то, что прототипом любящего присутствия служит взаимодействие между матерью и младенцем. Я имею в виду те промежутки времени, когда мать находится в совершенно спокойном, присутствующем, любящем состоянии, и они с младенцем просто смотрят друг на друга, и возможно, она что-то говорит на языке, который Алан Шор в своей книге "Регуляция аффекта" называет "материнским". Мать регулирует аффект своего младенца. Она следит за тем, чтобы он был доволен и сравнительно спокоен. Из-за того, что младенец не очень уравновешен, он может легко сильно разволноваться, обрадоваться, разозлиться и т. п., но матери удается помочь младенцу оставаться спокойным и довольным, просто присутствуя и зная, что нужно в каждый момент. И конечно, она воодушевлена делать это. Она чувствует огромную любовь к своему младенцу. Она была рождена как раз для этого. Это заложено в генах и является частью её души, благодаря чему это одновременно и естественно, и духовно. Вот каков прототип. Если что-то расстраивает ребёнка, мать (это может быть и отец; елки-палки, это может быть обезьяна) в этом любящем состоянии помогает младенцу вернуться в комфортное, спокойное и удовлетворенное состояние. Вот что называется регуляцией аффекта. Пребывая в любящем присутствии с другими людьми, мы тоже помогаем регулировать аффект.

Еще одна идея: недавние исследования в области памяти показали, что когда человек вспоминает что-либо, он видоизменяет его. На воспоминание влияют обстоятельства, в которых вспоминаешь. Так что если вы вспоминаете мучительное событие, утешение во время воспоминания преобразует воспоминание, видоизменив боль.

Донна: Признаюсь, многое из того, что вы услышите, и многое из того, что вы испытаете на собственном опыте, будет вам знакомо. Некоторые моменты из того, что будет говориться, и некоторые открытия, которые вы совершите, вы в какой-то мере уже знаете. Я заметила, что люди, которых хотя бы привлекает что-то подобное, исходят из уже им известного. Так что, я думаю, одна из восхитительных сторон этого семинара и этого тренинга в том, что он раскрывает то, что мы знаем, и выражает это в словах. Он дает понимание и ряд упражнений, облегчающих его. Любящее присутствие – это состояние, которое без малейших усилий самопроизвольно создает возможность исцеляющего переживания для другого человека, и в то же время человек, проявляющий любящее присутствие, получает эмоциональную поддержку.

Мы будем работать в малых группах, в парах, и проводить вместе много кратких упражнений, которые способны вызвать озарение, открытие или более глубокое осознание себя, но их также можно использовать почти ежедневно как практики, помогающие получить доступ к тому, в ценности чего вы уже убедились и что вы в какой-то мере уже делаете в жизни.

Рон: Итак, мы проделаем ряд упражнений, направленных на получение собственного опыта. Они выработались за многие годы преподавания Хакоми как метода психотерапии. Этот метод включает в себя осознанность и высказывания, вызывающие отклик. Клиент входит в состояние осознанности и терапевт предлагает ему высказывание. Затем клиент замечает, что происходит. Цель в том, чтобы обнаружить, как убеждения клиента организуют его переживания. Это очень сильно отличается от обычного разговора. Например, если бы я спросил вас: "Вы хороший человек?", вы бы скорее всего ответили: "Ну да, конечно, я хороший человек". Но если вы входите в состояние осознанности и отбрасываете свое намерение ответить, когда я говорю вам то же самое, вы будете в подходящем состоянии для того, чтобы заметить свои непроизвольные реакции. Эти реакции, в отличие от вашего разговорного ответа, гораздо яснее раскроют то, как вы на самом деле к себе относитесь. Проделав это по меньшей мере сотню раз в подобных группах, я могу вам сказать, что около пятидесяти-шестидесяти процентов людей, выслушивающих утверждение "вы хороший человек" в состоянии осознанности, получают реакции, указывающие на наличие эмоциональных проблем насчет этой идеи. Некоторые не верят в неё. У них может возникнуть непроизвольная мысль типа: "Нет, я не хороший". Или у них может возникнуть эмоциональная реакция, всплеск печали или облегчение, или просто расслабление. Девяносто процентов людей, с которыми я это проделал, не смогли точно предсказать свои реакции. Значит, их реакции предоставляют полезную, и возможно, новую информацию насчет важных убеждений. Убеждения, контролирующие непроизвольные реакции, – это те же самые убеждения, которые незаметно верховодят в нашей жизни, часто без нашего ведома.

Так что вот суть метода: самоисследование с помощью вызывания реакций в состоянии осознанности. Это приверженность бесстрашному рассмотрению самого себя, открытию того, кто ты есть (как раз это означает слово "Хакоми" на языке индейцев Хопи). Я могу гарантировать, что эти открытия всегда приносят пользу, всегда приближают человека к свободе. В них часто есть элемент боли, но за свободу всегда надо платить. Как любил говорить Фельденкрайз: "Вы можете делать что хотите, если только знаете, что делаете". Можно привести аналогичное утверждение: "Вы можете изменить себя, только когда вы знаете, кто вы".

Итак, первое упражнение посвящено тому, как мы организуем себя, чтобы быть вместе с другим человеком? Способы организации себя в одиночестве и в непосредственном общении с кем-то, при социальной включенности, сильно отличаются[2]. Мы хотим изучить это, потому что мы хотим в конечном счете заменить это любящим присутствием. Чтобы сделать это, нужно знать, что мы делаем вместо любящего присутствия. Чтобы изменить это, нужно узнать, как мы организуем себя сейчас. Упражнение очень простое. Но сначала я хотел бы спросить, возможно, у кого-то возникли трудности с пониманием того, что я имею в виду под осознанностью? Хорошо, вкратце, осознанность – это пассивное самонаблюдение, расслабление контроля и отслеживание содержания сознания. Это добровольная уязвимость, готовность позволить происходить всему, что происходит, при осознавании этого. Это подписание договора о неизбежной ответственности. Ну, может, это слишком сильно сказано. Скажем, это как езда на велосипеде без рук. Для этого требуется немного храбрости, дух приключенчества и доверительный шаг в неизведанное.

В том, как мы применяем осознанность, нет особого отличия от медитации. Это просто не занимает столько времени. В этих упражнениях осознанность нужна только на десять-двадцать секунд. Поскольку мы применяем её для изучения реакций, а реакции происходят быстро, нам не нужно много осознанности. Но нам нужно хоть чуть-чуть. Когда вы находитесь в состоянии осознанности и что-то вносится, вы можете заметить свою реакцию за полторы секунды. Могут произойти две-три реакции подряд, и вы тоже можете их заметить. Это не похоже на сидение в медитации в течение часа. Это гораздо короче. В этом методе важно, чтобы вы могли точно сообщить, что же вы испытали в момент реакции. Это может быть очень интересно, если реакция неожиданна и у вас возникли какие-то догадки по поводу неё. Это хорошо! Именно для этого и предназначен этот метод. Однако реакция – всего лишь первый шаг процесса. Сильная реакция указывает на то, что задействованы глубоко хранимые убеждения, и мы хотим узнать, каковы они. Информацией для этого служит сама реакция. Это упражнение – эксперимент, а реакция – это необработанные данные, которые мы используем для того, чтобы выдвинуть предположения об убеждениях. так что когда вы будете разбирать упражнение с напарниками, сначала расскажите им, какие именно были реакции. Это может быть эмоциональная реакция, это может быть мысль, это может быть что-то из вашего опыта, образ, изменение в вашей энергетике, изменение в дыхании, изменение мышечного напряжения, что угодно в этом роде. Что бы вы ни испытали как реакцию, – это нужная информация.

Итак, вот само упражнение. Оно называется "Быть вместе" и оно очень простое. Вы садитесь в парах лицом друг к другу. Оба человека закрывают глаза. Оба входят в состояние осознанности. Затратьте столько времени, сколько хотите, на то, чтобы успокоиться и сосредоточиться, и когда вы будете готовы, любой из вас, вы просто открываете глаза и смотрите на человека перед вами. Это проводится как некий эксперимент с переходом от пребывания в одиночестве к пребыванию вместе с кем-то. Когда вы совершаете этот переход, изучайте свои реакции. Что это за переживание? Какого рода самопроизвольная реорганизация в вас происходит? Как только вы восприняли реакции, вы снова закрываете глаза и изучаете их. Если хотите, обдумайте их некоторое время. После этого вы можете снова войти в состояние осознанности, открыть глаза и опять изучить свои реакции. Проделайте это столько раз, сколько хотите. После того, как вы повторите это несколько раз, ваши реакции могут измениться.

Когда ваши глаза открыты, глаза вашего напарника могут быть тоже открыты, а могут и нет, ведь ваш напарник делает то же, что и вы. Так что иногда, когда вы будете открывать глаза, глаза вашего напарника будут тоже открыты, а иногда закрыты. Вы можете открывать глаза лишь на секунду, или вы можете подержать глаза открытыми и исследовать, сохранится ли реакция. Вы можете испробовать разные варианты. Продолжайте экспериментировать с тем, чтобы быть вместе и быть в одиночестве, в течение десяти минут. Соберите информацию. Какие всплыли воспоминания? Какие изменения вы заметили со временем? Не просто собирайте информацию; постарайтесь понять убеждения и историю, лежащую в основе ваших реакций. Мы дадим вам сигнал, когда придет пора обсудить реакции друг с другом. Мы зазвоним в тибетский колокольчик. Есть ли какие-то вопросы насчет этого упражнения?

Донна: Так что реакцией является всё, что происходит в ответ. Если вы заметили, что хоть что-то произошло, закройте глаза и побудьте с этим, изучите это, заметьте это на еще более глубоком уровне. Затем, когда будете готовы, снова откройте глаза.

Рон: Это упражнение вместе с обсуждением займет, наверное, около 20 минут

Донна: Так что после того, как вы подготовитесь, всё упражнение проводится в молчании и невербально, пока мы не подадим сигнал, что пришла пора обсуждать. Поэтому затратьте несколько минут на подготовку.

[Группа выполняет упражнение и обсуждает свои переживания в парах, а затем в большой группе.]

Рон: Давайте проведем следующее упражнение. В нем вы слышите свое имя. Хотите сначала рассказать о нём? Хорошо.

Донна: Во многом наше представление о себе связано с тем, как нас зовут, с собственным именем. Это продолжение упражнения "Быть вместе". Мы начинаем делать его очень похожим образом. На этот раз один человек входит в состояние осознанности, углубляется вовнутрь, отслеживает происходящее, а ваш напарник, которому вы загодя сказали ваше имя, дает вам немного времени на то, чтобы успокоиться. Затем ваш напарник просто называет вас по имени, так, как будто он зовет вас, очень мягко и нейтрально, просто говорит имя. Вы изучаете, что происходит, когда напарник зовет вас по имени. Для этого переживания нужно всего пару секунд. Затем мы немного это обсудим, и поменяемся ролями, чтобы каждый получил возможность это проделать. Когда человек углубляется внутрь и отслеживает происходящее, вы тоже можете заметить происходящее, и сказать ему об этом позже. Если слушающий хочет снова услышать свое имя, то вот что я вам предложу, когда вы углубились внутрь и замечаете происходящее, просто кивните, и это будет сигналом вашему напарнику снова сказать ваше имя. Есть вопросы? ... Нет. Хорошо, снова в парах.

Рон: Так какие реакции возникли, когда вы услышали, что вас зовут по имени?

[Краткое обсуждение в большой группе]

Рон:[завершая упражнение] Возможно, среди прочего вы заметили, что реакции держат нас постоянно занятыми. Они побуждают к деятельности. Если мы позволяем себе стать занятыми и перестать замечать, как на нас воздействуют такие вещи, как называние по имени, то мы на самом деле невольно руководствуемся убеждениями, лежащими в основе наших реакций. Чогьям Трунгпа в своей книге "Миф свободы" задает вопрос, свободная ли это воля, если мы не понимаем мотивов, лежащих в основе нашего поведения? Кто заказывает музыку?

Следующее упражнение называется "Просторный ум". Оно направлено на то, чтобы не позволять некоторым вещам, и в особенности вопросам с автоматическими ответами, организовывать вас. Анжелес Эрайен в своей книге "Четвертый путь" говорит о четырех пристрастиях. Мы работаем над одним из них, пристрастием к знанию.

Итак, просторность. Мы проделаем это очень просто. Мы образуем пары. Один человек будет выслушивать вопросы, а другой будет их задавать. У всех этих вопросов есть одна особенность: на каждый из них можно ответить, не задумываясь. Ответы просты, привычны, и всплывут, как только будет услышан вопрос. И ... некоторые из автоматических ответов по сути ограничивают наше мышление и по сути сужают наше "умственное" пространство. Когда вы автоматически отвечаете на вопрос, происходит вот что: прекращается процесс исследования. Вы перестаете рассматривать этот вопрос. Чтобы создать пространство, нужно не так быстро на него отвечать. Нужно позволить вопросу как бы повиснуть в воздухе, исследуя в то же время возможные дополнительные ответы. И что еще более важно, нужно раскрыть состояние "не знаю", которое дает возможность творчества. Машинальные ответы исходят из области знания, а нужно достичь области незнания. Пространство незнания гораздо больше, чем знания. И именно это нам нужно пережить на опыте... просторность!

Вот указания: когда мы слышим любой из вопросов, вызывающих машинальные ответы, нужно прежде всего удерживать состояние "Не знаю". Затем, когда появляется машинальный ответ, просто заметьте его, но не принимайте. Вместо этого найдите способ не знать; позвольте альтернативным ответам всплывать и в конце концов угасать в небытии, оставляя вас без завершения, захлопывающего дверь к открытости. Оставайтесь в этом состоянии, даже продолжайте расширять это состояние незнания. Многие из нас привязаны к знанию; вот я, например. Этим руководит убеждение, гласящее: "Я должен знать...". Это не просто любопытство; это нечто основанное на соперничестве и вызывающее тревожность. Когда вы расслабляете такого рода потребность, расслабляется и поддерживающая её физиология. Тогда вы переживаете на опыте просторность. А именно к ней мы в данный момент стремимся.

Так что если я задам вам простой вопрос, а вы перейдете в умонастроение "Я не знаю", то вы сможете посвятить больше времени тому, чтобы обдумать, и позволить другим частям вашего ума участвовать в этом вопрошающем состоянии. А участие большей части вашего ума – это тоже "просторность". Это разрешение большему количеству частей высказываться. Окончательная просторность для нас создастся тогда, когда мы просто не будем испытывать необходимость знать и отбросим все эти усилия. Вопрос пробегает рябью по вашему сознанию, и возможно, всколыхивает какие-то ассоциации, но вы просто позволяете им протекать, не следя за их правотой и неправотой, за фактами и подразумеваемым смыслом. Позволяйте это и замечайте возникающие в результате небольшие удовольствия, легкость, чувство изумления и глубокое расслабление. И как только вы откажетесь от необходимости знать, это вдобавок может быть очень весело. Согьял Ринпоче сказал о юморе: "Юмор – это создание пространства там, где его раньше не было". Вот один пример. Хенни Янгмен: "Я могу вам посоветовать замечательного врача. Он оставил одному моему другу три месяца жизни, но тот не мог расплатиться за лечение, так что он добавил ему еще три месяца". Здесь как раз появилось пространство, которого не было.

В этом упражнении один человек задает простые вопросы, на которые есть машинальные ответы. (Вскоре я задам вам один из них). Человек, выслушивающий вопрос, совсем не обязан отвечать. Мы искореняем привычку "иметь ответы". Просто позвольте вопросу пробежаться рябью по вашему сознанию, посмотрите, что получится, и позвольте этому повлиять на ваше чувство присутствия, с просторностью. Позже мы будем очень продуманно использовать эту осознанность. Это похоже на откладывание в сторону намеченных планов. Мы просто собираемся отставить в сторону план насчет знания.

Ну а я абсолютно уверен, что у вас найдется машинальный ответ на мой следующий вопрос. Но просто понаблюдайте, что происходит, хорошо? Посмотрите, можете ли вы пойти дальше машинального ответа. Всплывет какой-то ответ. Пусть себе всплывает. Затем позвольте реакциям стихнуть и заметьте, что произойдет. Уделите минутку тому, чтобы успокоиться и быть готовыми (или точнее сказать, неготовыми).

[пауза]

Так что если вы готовы, вот мой вопрос: "Сколько вам лет?"

[молчание]

Возможно, вы почувствовали то расширение, которое происходит, когда позволяешь себе не знать, а просто просторно присутствовать. Возможно, вы установили контакт с той вашей частью, которая знает ответ и желает его сказать, желает уцепиться за ответ. Отправьте эту часть на отдых. Идея ясна? Хорошо! Сначала вы образуете пары и составляете список такого типа вопросов, вопросов, которые скорее всего вызовут автоматический ответ. Затем один человек задает их, а напарник просто становится все более просторным. Каждый раз, когда задается вопрос, вы исследуете пространство, созданное незнанием, и если чувствуете завершенность по отношению к данному вопросу, то просто отвечаете: "Не знаю". Это сигнал вашему партнеру задать следующий вопрос.

Одно предостережение. Есть некоторые вопросы типа: "Любите ли вы своих детей?", которые ваш ум может отказаться отбросить. Просто пропускайте такие вопросы. Если вы не можете войти в состояние незнания какого-то вопроса, просто говорите "Пас".

Когда вы почувствуете завершенность в принятии вопросов, перестаньте говорить даже "Не знаю" и просто немного побудьте в этом открытом пространстве. Когда вы готовы остановиться, просто скажите об этом вашему напарнику, и если хотите, обсудите обоюдный опыт. Затем поменяйтесь ролями и повторите. Мы, наверное, будем заниматься этим в течение получаса или более.

Опять же, один человек задает вопросы, на которые есть очевидные ответы, а другой человек переходит в позицию незнания, и расширяется в отсутствие необходимости знать. Почувствуйте и изучите создаваемое при этом пространство, в том числе производимые этим физические ощущения. В случае вопросов, на которые ваш ум не соглашается ответить "Не знаю", просто говорите "Пас".

Донна: Но не пасуйте слишком быстро. Чуть подождите. Когда кажется, что ответ твердо установлен и от него никуда не уйти, если вы расслабите тело и просто засомневаетесь в выдаваемом автоматическом ответе, засомневаетесь в допущениях, на которых он основывается, то вы сможете обнаружить, что вы расслабляетесь в окружающее его открытое пространство, в котором есть и другие возможности. Так что по крайней мере вы не так уж уверены в том, что это единственный правильный ответ. Поэтому не спешите говорить "Я не знаю" или "пас", пока не посозерцаете немного вопрос.

Рон: Можно отвечать только "Я не знаю" или "Пас".

[Проходит около получаса]

Рон: Хорошо, давайте соберемся вместе.

[Рон комментирует наблюдения одного из участников вовремя упражнения]

Донна:[в ответ на высказывание участника] Если мы испытываем неудобство в пространстве незнания, то многие из нас, будь то терапевты или нет, испытывают соблазн либо помочь человеку получить ответ, либо рассказать ему ответ. Но это упражнение направлено на способность пребывать в незнании, и чувствовать при этом удобство. И верить тому, что сразу же выдастся ответ, но если отставить его в сторону и отслеживать происходящее дальше, то будешь спускаться на всё более глубокие уровни. Именно это произойдет с другим человеком. Если вы можете спокойно относиться к тому, что он находится в пространстве незнания, не испытывая потребности дать ответ или побудить его быстро ответить, но в то же время радуетесь открывающимся возможностям, потому что глубоко верите, что желает всплыть что-то новое; если вы можете как бы удерживать это пространство, то вполне допустимо присутствовать и не знать.

Рон: Итак, как часть любящего присутствия, и в особенности того, что касается присутствия, мы хотим развить подобное отношение неопределенности, и чувствовать удобство в этом пространстве незнания. Мы хотим почувствовать и передать другим, что есть сколько угодно времени, сколько угодно пространства; незачем спешить. Это подготовка для осознанности и внимательных экспериментов с переживанием. Подобное сохранение открытости позволяет обнаружить в другом человеке что-то, вдохновляющее наше сострадание и любовь.

Одним из тех, кто обладал таким открытым отношением, был Дениэл Бун, который сказал: "Я никогда не терял ориентацию, но бывало, что я испытывал замешательство пару-тройку дней". Он действительно умел справляться с неопределенностью. И вот Арно Пензиас (нобелевский лауреат по физике) говорит о последствиях спешки. "В том случае, когда ты заблудился, увеличение скорости скорее всего приведет к тому, что заблудишься в еще большей области". Так что сбавьте скорость, сохраняйте некоторое время неопределенность. Вы не заблудились!

[перерыв]

Рон: Логика этого ряда упражнений следующая. Мы создаем открытость ума (просторность), чтобы иметь возможность глубоко видеть того человека, вместе с которым мы находимся. Глубокое вглядывание позволяет нам найти в этом человеке вдохновляющие нас качества. Вдохновение эмоционально подпитывает нашу любовь к этому человеку.

Одна из составляющих глубокого вглядывания – способность "видеть сквозь" многочисленные поверхностные наслоения что-то духовно поддерживающее. То есть что-то не эгоцентричное, что-то не связанное с самим собой. Что-то всеобщее по поводу жизни, возможно, что-то прекрасное или великолепное, что-то, вызывающее у вас восхищение. (В фильме "Гарольд и Мод" Гарольд, молодой человек, спрашивает Мод, которая побывала в концлагере: "Тебе нравятся люди?" Мод отвечает: "О, я люблю людей, они одного со мной биологического вида"). Вы можете начать с этого. Человек перед вами принадлежит к тому же биологическому виду, что и вы.

Когда вы получаете эмоциональную поддержку благодаря любви к человеку, вы ничего у него не забираете. Это происходит иначе. При этом обогащаетесь вы оба, как в случае матери, восхищающейся свои ребёнком. Когда вы находите источники духовной поддержки в другом человеке, это помогает вам поддерживать любящее умонастроение. При этом вы предоставляете человеку что-то эмоционально поддерживающее. По сути вы окутываете человека своим умонастроением. Вы вырабатываете это любящее присутствие, которое повлияет на него, даже если он этого не замечает. В терапии ваше пребывание в любящем присутствии помогает клиенту во временами трудном процессе исцеления.

В этом задача на сегодняшнюю вторую половину дня – пройти шаги, приводящие нас к моменту, когда мы обмениваемся любящим присутствием и духовной поддержкой. На самом деле это обоюдная духовная поддержка. Вы сами увидите.

Следующее упражнение направлено на видение сквозь поверхностные наслоения. Для подготовки к нему я сейчас скажу вам пару утверждений о том, чтобы видеть и быть видимым, в то время как вы будете находиться в состоянии осознанности. Задача в том, чтобы обнаружить любые вещи, которые, возможно, вам мешают. Просто заметьте свои реакции. Я выскажу вам несколько утверждений, и повторю каждое из них. Донна тоже повторит каждое из них.

[пауза, пока люди готовятся и входят в состояние осознанности]

Всё, что я предложу в этих утверждениях, будет позитивным и откроет возможность эмоциональной подпитки и поддержки. Заметьте, легко ли вам, или трудно, принять разрешение, предлагаемое в этих утверждениях. [пауза] Так что если вы готовы, пожалуйста, заметьте, что происходит, когда вы слышите:

Рон: Вполне можно видеть. Вполне можно просто смотреть, без страха и стеснения.

Донна: Вполне можно видеть. Вполне можно просто смотреть, без страха и стеснения.

Рон: Я скажу еще раз. Вполне можно видеть. Вполне можно просто смотреть, без страха и стеснения.

Донна: Вполне можно видеть. Вполне можно просто смотреть, без страха и стеснения.

Рон: Теперь я просто немного поговорю на эту тему, пока вы находитесь в состоянии осознанности. Вполне можно смотреть так, как невинный ребёнок, который просто воспринимает, не тревожась о том, что он увидит, и можно ли смотреть. Вы можете использовать свои глаза таким невинным образом.

Донна: Вполне можно смотреть так, как невинный ребёнок, который просто воспринимает, не тревожась о том, что он увидит, и можно ли смотреть. Вы можете использовать свои глаза таким невинным образом.

Рон: Далее я поговорю о том, чтобы быть видимым. Почему бы вам не заметить, что происходит, когда я говорю вам о том, чтобы быть видимым. Вполне можно позволять себя видеть. Вполне можно позволять другим смотреть. Не нужно бояться того, что вас увидят. Вы можете просто присутствовать и позволять им смотреть, позволять им видеть, кто вы. Вам не к чему бояться.

Донна: Вполне можно позволять себя видеть. Вполне можно позволять другим смотреть. Не нужно бояться того, что вас увидят. Вы можете просто присутствовать и позволять им смотреть, позволять им видеть, кто вы. Вам не к чему бояться.

Рон: Так что в течение нескольких минут обговорите с соседом свои реакции, что вы отследили из происходящего тогда, когда вы слышите эти идеи о том, чтобы видеть и быть видимым. Просто немного обсудите это. Что же происходит?

Донна: Хорошо, если вы готовы, давайте обсудим это вместе. Иногда во время этих кратеньких упражнений происходит так много всего, мы знаем, что прерываем вас, но готов ли кто-то рассказать что-то на тему "видеть" или "быть видимым"? [отвечая на отзыв студента] Это напоминает мне рассказ одного моего друга о том, как он фотографировал вождей африканских племен. Когда мгновенная фотография проявилась, вождь посмотрел на неё и ответил: "О, вот кем я был". Как часто мы не видим знакомых нам людей невинными глазами, новыми глазами, которые могут видеть, кто перед нами сейчас, в данный момент, а не наше представление о человеке, и как мы защищаемся от того, чтобы нас видели в том или ином свете.

Мне это напоминает сюжет книги Курта Воннегута "Завтрак для чемпионов". Главный герой постепенно сходит с ума, а никто даже не замечает этого. Они продолжают представлять его таким, каким он был раньше. Воннегут пишет: "Воображение - это маховик на драндулете жуткой правды". Я хочу сказать, что всё, что мы проделали до сих пор – всего лишь закуска. Сейчас мы подадим сам обед. Так что давайте перейдем к следующему упражнению.

[Рон зачитывает отрывок о видении цветов из книги "Девочка с жемчужной серьгой" Трейси Шевалье]

Рон: Итак, сейчас мы выполним упражнение, в котором мы начинаем с того, что просто видим цвета на лице человека. Точно так же, как эта девочка Грета, вы начинаете видеть всё больше и больше, просто отслеживая это. Она продолжала смотреть на тучи, пока не увидела многообразие цветов. Всего две минуты, безмолвно смотреть на напарника, и замечать про себя всё разнообразие цветов. А через две минуты мы прозвоним в тибетский колокольчик, и в течение двух минут вы можете обсудить все увиденные цвета. После этого мы вернемся к упражнению и увидим еще больше, но я пока что не скажу вам, что именно. Сначала мы будем просто высматривать цвета.

[Участники объединяются в пары и выполняют упражнение, после чего Донна звонит в тибетский колокольчик]

Донна: Обговаривая это друг с другом, расскажите другому человеку немного о том, каково смотреть друг на друга таким образом. Что вы при этом испытали?

[Участники некоторое время обсуждают свои переживания во время упражнения]

Рон: Хорошо, мы сейчас позанимаемся еще две минуты, тоже молча. На этот раз мы позволим вашему воображению еще больше помочь вам. Не прилагая усилий, просто будьте просторными и ждите. Просто удерживайте эти вопросы в уме, когда смотрите. Что я могу здесь увидеть насчет биографии, насчет истории жизни этого человека. Какие переживания на нем запечатлены. И наконец, каким ребёнком был этот человек. Какое детство он прожил. Посмотрите, можете ли вы заметить этого ребёнка; что-то по поводу его жизненных переживаний, написанное на его лице. Не прилагайте усилий! Не старайтесь что-то увидеть! Просто смотрите и замечайте, что всплывает!

[Участники выполняют эту часть упражнения, а затем вкратце обговаривают свои переживания]

Донна: Итак, сейчас мы выполним последнюю стадию этого упражнения. Вы снова сядете лицом к напарнику, просто смотря на него. В этот раз позвольте себе увидеть в этом человеке что-то, вдохновляющее или каким-то образом эмоционально поддерживающее вас. Например, принятие духовной поддержки просто от присутствия этого человека. Что-то, что вы видите, чувствуете или получаете благодаря тому, что присутствуете рядом с этим человеком.

Рон: Как Грета, которая глубоко изумилась своему переживанию, посмотрите, можете ли вы ощутить нечто вроде духовной энергии, излучаемой вашим напарником, сострадание и доброту, излучаемые прямо сейчас тем человеком, на которого вы смотрите.

Донна: Опять же, это расслабленный способ видеть. Это значит не столько надвигаться на человека в поисках чего-то, сколько просто позволять этому прийти внутрь. Позвольте этому наполнить вас, воодушевить вас, вдохновить вас, взволновать вас, растрогать. Просто принимайте это в себя в течение пары минут.

[На этом этапе можно сделать несколько других упражнений: "Видеть насквозь", "Поиск не-эгоцентричной эмоциональной поддержки", "Заправка насоса". Из-за того, что это был однодневный семинар, мы с Донной сразу перешли к последнему упражнению, "Любящее присутствие"]

Рон: Мы переходим к последнему упражнению. У нас как раз есть еще около часа. В группах по четыре человека каждый получает по 15 минут. Упражнение проходит таким образом: один человек говорит, а остальные слушают. Слушатели отбрасывают потребность знать, чтобы иметь возможность просто быть открытыми и присутствовать. Они слушают, но они не только слушают. Они также ищут в говорящем что-то вдохновляющее, и позволяют себе расслабиться просто в чувство любви к другому человеку, позволяя этому чувству проявиться на своем лице. Рассказчик может заметить, какое воздействие на него оказывает лицезрение трех любящих присутствий. Слушатели не говорят (за исключением времени, отведенного на обсуждение). Рассказчики, у вас только одна простая инструкция: смотрите на своих слушателей! И вот еще что, рассказчики, вам не обязательно решать, о чём вы расскажете, просто начните говорить и посмотрите, что получится. Ну а все слушатели осуществляют это "любящее присутствие", просто слушая в этом умонастроении. Просто высматривают в этом человеке что-то эмоционально поддерживающее, смотрят на него с любящим присутствием, что не означает пустого взгляда, вы действительно в каком-то смысле в то же время видите человека очень глубоко. Но вы делаете это с такого рода любящим умонастроением. Мы собираемся выявить реакцию говорящего человека на ситуацию, в которой три человека смотрят на него любяще и действительно его слушают. Как это воздействует на вас, как это воздействует на вашу способность говорить от всего сердца? Единственное затруднение возникает тогда, когда рассказчик настолько интересен, что вы начинаете без конца обдумывать то, что он говорит, начинаете решать его проблемы, начинаете говорить про себя: "Так, посмотрим?" и сбиваетесь. Но ведь вас, слушателей, трое. Так что просто поддерживайте огонь в очаге, сохраняйте и развивайте любящее присутствие.

Донна: Мы проведем это в группах по четыре человека, предоставляя каждому человеку время немного поговорить.

[группа выполняет упражнение]

Донна: Может быть, полезно вкратце повторить те этапы, через которые мы прошли. А мы сегодня прошли их очень быстро, потому что у нас был один день. Но вот путь к тому, чтобы действительно добраться до состояния, в котором любящее присутствие естественно и вам не нужно ничего для этого делать.

1) Первый этап – просто замечать, что происходит. Настолько осознавать себя, что замечать, не начинаете ли вы беспокоиться, или обдумывать, что нужно сказать, или решать проблемы, даже если вы не отвечаете человеку словесно. Каковы привычные стереотипы слушания, в которые вы иногда замечаете себя непроизвольно вовлеченными? Можете ли вы, как только заметили, расслабить это?

2) Это следующее, что мы сделали. Мы расслабили свои привычки и раскрыли больше пространства, мы пришли к просторности. Вполне можно не знать, не знать, о чем человек говорит, почему это произошло, или что он должен сделать насчет этого. Вполне можно не знать, что сказать ему потом. Вам не обязательно что-либо знать, чтобы так присутствовать. Так что вы расчищаете пространство. Заметьте, что вы делаете по привычке, приостановите это, окажитесь в чуть большем пространстве, а затем позвольте себе видеть что-то на более глубоком уровне.

3) И такой способ видения позволит вам заметить что-то вдохновляющее в человеке, что-то эмоционально поддерживающее, когда вы внезапно осознаете, даже если это противоречит всему вашему опыту и образованию в оказании помощи, что ситуация позволяет вам получать эмоциональную поддержку как слушателю, духовно, благодаря духовному присутствию. Из этого возникает любящее присутствие. Вам не нужно его сооружать.

Но если вы замечаете, что делаете по привычке что-то, не являющееся любящим присутствием, вы можете сразу же вспомнить эти этапы. Хорошо, я заметила это, я сейчас расслаблю это. Посмотрим, могу ли я здесь оказаться в каком-то большем пространстве. Что еще я вижу? И есть ли среди того, что я вижу из происходящего здесь, что-то, подпитывающее мою душу, когда я принимаю его в себя? И вот вы уже здесь.

Примечание: Лучше выделить два или три дня на проведение семинара "Любящее присутствие". Я не знаю, какого результата мы достигли, проведя его за один день. Мы раньше проводили однодневные семинары по любящему присутствию, которые были удачными, но этот не имел для меня такого вкуса, как предыдущие. Поэтому, если бы я проводил его снова, я бы скорее раздал буклеты по теории и сразу же приступил бы к упражнениям. Поскольку упражнение "Цвета" можно расширить до "Поиска не-эгоцентричной эмоциональной поддержки", я бы добавил сюда это расширение. Еще можно было бы добавить какое-то переживание, которое послужило бы чем-то вроде "Заправки насоса", возможно, вдохновляющий рассказ о каком-то случае, когда я был воодушевлен. (Например, случай на рассвете, когда я всю ночь ехал через Пенсильванию, устал и приуныл, и тут, когда я переезжал через небольшой мост, вдруг из-под моста вспорхнула и взлетела прямо надо мной стая птиц, – как обновляющаяся жизнь, которая подымается навстречу новому дню).



[1] Вот несколько книг по психобиологии: (1) Daniel Siegal "The Developing Mind"; (2) Alan Shore "Affect Regulation"; (3) Rodolfo L. Llinas "I of the vortex: From Neurons to Self"; (4) Jaak Panksepp "Affective Neuroscience".

[2]Porges, S.W., 1998. Love: an emergent property of the mammalian autonomic nervous system. Psychoneuroendocrinoology 23, 837-861.

| В начало страницы | | На основную страницу |

Rambler's Top100