Тренинг профессиональных умений

Ключевые аспекты метода

Аспект 1 - Отслеживание и контакт (описан в "Основных темах")

Аспект 2 - Использование осознанности

  1. Если нужно, мы обучаем этому. Мы вызываем осознанность, часто входя в это состояние сами. Мы проводим небольшие эксперименты по вызову переживаний, когда клиент находится в состоянии осознанности. Этот метод называли "методом вызова переживаний в состоянии осознанности". Это, наверное, одно из лучших его описаний.
  2. Признаки осознанности: общее спокойствие, отсутствие нервных движений; глаза могут быть закрыты; "неподвижность"; лицо спокойно; тело неподвижно; не разговаривает. Помните, внутреннее состояние, в котором "нет намерения контролировать то, что произойдет в следующий момент". Признаки осознанности - это признаки спокойного отслеживания своих переживаний без попыток контролировать их. Такое состояние не так уж легко сохранять.
  3. Осознанность, с которой мы работаем, нужно сохранять только несколько секунд - меньше минуты. Это далеко не самое долговременное медитативное состояние, которое достигают серьезные практикующие. Это его маленький братец.

Аспект 3 - Вызов переживаний (описан в "Основных темах")

Аспект 4 - Доступ к опыту

  1. Доступ к опыту - это одновременно: "Управление сознанием" и "Сбор информации"
а) Управление сознанием: то есть делать все необходимое, чтобы помочь клиенту достичь и сохранить осознанность (и другие состояния, например ребенка и высвобождение эмоций), что позволяет клиенту обнаружить и изучить события и убеждения, которые влияют на его способ организации опыта.
б) Сбор информации: то есть заниматься, например, уточнением восприятий, думать, задавать вопросы (крайнее средство), что помогает терапевту понять, как клиент организует опыт и почему он организует его именно так.

  1. Приоритеты: В связи с тем, что глубинный организующий материал доступен только в необычных состояниях, например в осознанности и высвобождении эмоций, наша основная задача в том, чтобы управлять сознанием. Сбор информации (разобраться со структурой) - дело второстепенное. Поэтому, какими бы любопытными мы не стали, мы не нарушаем управления сознанием ради удовлетворения любопытства (своего собственного или клиентского). Это не так легко, как кажется; побуждение клиента к любопытству может быть очень сильным, и мы можем легко втянуться в это.
  2. Три основных задачи:
  3. а) Создать чувство безопасности. Это существенная часть того, что создается "любящим присутствием". Терапевт должен быть настроен делать все от него зависящее, чтобы защищать чувства и личность клиента. Кроме того, вы должны быть "конгруэнтными" (термин Карла Роджерса). Не говорите того, что вы не имеете в виду.
    б) Отслеживайте текущее переживание. Помогайте клиенту сосредоточиться и отслеживать свое текущее переживание. Например: укажите на что-то, происходящее с клиентом сейчас, или происходившее некоторое время. Когда вы научитесь в любой нужный момент полностью обращать внимание человека на текущее переживание, то овладеете этим умением (и станете мастером психологического айкидо).
    в) Замедлите темп. Для такого способа доступа нужна осознанность, а осознанность требует постоянного, спокойного внимания к опыту. Научитесь продвигаться медленно! Научитесь замедляться, если вы двигаетесь быстро. Скорость, на которой происходят обычные разговоры, слишком велика для экспериментов в состоянии осознанности. Вам нужно замедлить темп, или вы получите одни только реакции. Людям нужно замедляться, чтобы заметить, как они организовали данное переживание.

  4. Полезная трехшаговая последовательность:
  5. а) Сконтактируйте с текущим переживанием клиента.
    б) Стабилизируйте переживание. Помогите клиенту отслеживать свое переживание. Помогите клиенту стабилизировать фокус внимания, (1) задавая "вопросы доступа" или (2) давая прямые советы о том, что клиент должен сделать и на что должен обратить внимание, или (3) поощрите клиента исследовать свое переживание и его организацию, с помощью дополнительных техник доступа или проводя эксперименты в состоянии осознанности, например пробы и перенимание. Отслеживание опыта, то есть более долговременная работа с ним, позволяет всплыть новой информации, и возникнуть новым ассоциациям.
    Предупреждение: при использовании прямых советов отслеживайте любые признаки сопротивления, даже самого легкого! Отступайте каждый раз, когда замечаете сопротивление! Иначе вы можете легко утратить сотрудничество человека либо на сознательном, либо, что еще важнее, на бессознательном уровне.
    в) Снова сконтактируйте. Проконтактировав с результатом доступа к опыту или небольших экспериментов, проведенных на шаге в), вы можете снова начать цикл этого трехшагового процесса. Каждое повторение может вести процесс глубже, к высвобождению эмоций и контакту с глубинным организующим материалом.

  6. Вопросы доступа к опыту: это те вопросы, на которые можно ответить, только изучив свое текущее переживание. Например:
  7. а) "насколько глубоко в твоей груди ощущается это чувство?"
    б) "твой большой палец трет указательный, или указательный трет большой?" (история про повара)
    в) "какие еще части твоего тела участвуют в этом переживании?"

  8. Обычные вопросы: (в противоположность вопросам доступа) на них можно ответить описанием текущего переживания, но гораздо вероятнее, что на них ответят описанием идей, мнений, предположений, теорий или ассоциаций с совершенно другими переживаниями. Задавание обычных вопросов направлено скорее на сбор информации, чем на управление сознанием. Например, вопрос: "что происходит с той печалью, которую ты чувствуешь, и этим напряжением в животе?" (Этот вопрос так и напрашивается на теоретический ответ!)
  9. первый возможный ответ: "Наверное, это потому, что беспокоюсь о своей работе".

    Это вполне может быть правдой, и может продвинуть процесс к пониманию и высвобождению. С таким же успехом это может быть абсолютно неверно и увести в сторону. Проблема в том, что это может привести к отсоединению сознания человека от опыта, ведя в более "абстрактное и умозрительное" состояние ума. А вопросы, которые помогают человеку отслеживать переживание, сохраняют связь процесса с "телесной реальностью", и это не просто маршрут к глубинному материалу, мы получаем прямое подтверждение того, что контактируем с чем-то значимым.

    второй возможный ответ: "Мой астролог говорит, что у меня кульминация Луны и Девы".

    Опять же, как и первый ответ, этот тоже может быть правдой. И как и в случае первого ответа, оказывается, что человек скорее дал объяснение, а не сообщение. Для следования за переживанием к глубинному материалу нужны сообщения, а не объяснения. Сообщения похожи на указатели на четко определенной дороге. Объяснения больше похожи на карты, где трудно сделать выбор из огромного количества дорог.

    третий возможный ответ: "У меня часто болел живот, когда я был ребенком".

    Этот ответ смещает внимание на прошлое, предлагая возможную связь. Он отсоединяет сознание от переживания и подстрекает терапевта задать еще один вопрос, например: "О, и как часто у тебя болел живот?" Снова вниманием завладел сбор информации.

    В обстановке психотерапевтического сеанса, особенно на первых этапах процесса, клиент (или терапевт) вполне может предположить, что основное занятие - это сбор информации, и тогда терапевт и клиент могут легко впасть в шаблон поведения, в котором терапевт задает один вопрос за другим, на каждый из которых клиент дает краткое объяснение, и ждет следующего вопроса. Вряд ли такой шаблон поведения приведет к самопроизвольному движению клиента. А без самопроизвольного движения (через переживания) вы будете и дальше получать те же самые старые привычки, которые все время управляли переживанием. Ничего в действительности не изменится.

  10. Команды доступа к опыту - это указания и советы, используемые аналогично вопросам доступа для того, чтобы направить человека к его текущему опыту или удерживать человека в его переживании. Примеры:
  11. а) "отслеживай эту печаль; скажи мне, где ты чувствуешь ее больше всего..."
    б) "сделай этот жест еще раз, только медленно..."
    в) "следи за этим образом (напряжением, чувством, и т.д....) и наблюдай, что происходит (проявляется) дальше..."

  12. Когда доступ к опыту происходит в сфере любящего присутствия, контакта и лечебных отношений, клиент часто воспринимает его как поддерживающий и полезный, так как он содействует развертыванию процесса.

Аспект 5 - Перенимание

  1. Отношение сигнала к шуму (См. книги Моше Фельденкрайза "Тело и взрослое поведение" и книгу "Телесно-центрированная психотерапия").
  2. поддержка управления переживанием: важное отличие в подходе
  3. а) управление, а не "защита": - совершенно обоснованное, без обвинения, без скрытых планов, без вызова терапевта на соревнование.
    б) без насилия: терапевт предлагает, клиент выбирает
    в) переживание управляется: с помощью привычек мускульного напряжения, позы, мыслей, энергетического уровня, дыхания, состояния сознания, памяти, эмоций... и т. д.
    г) мы поддерживаем управление; предлагая помощь, строя отношения, и возможности для клиента использовать новый подход к переживанию, которым он управляет.

  4. общие результаты перенимания
  5. общие формы перенимания: вербальные и невербальные, пассивные и активные (см. ниже).
  6. техника: время, разрешение, подготовка, включение клиента в процесс
  7. не забывать использовать осознанность
  8. по мере углубления процесса...

Вербальное (словесное) перенимание

  1. и активное, и пассивное: в активном, мы просим клиента говорить что-то, в то время как мы спорим против этого (буквально, мы просим его спорить с нами); в пассивном, мы просим клиента разрешить нам что-то делать за него, например снова и снова повторять вслух какую-то его мысль.
  2. мы перенимаем:
  3. а) внутренние голоса
    б) "части" или "субличности"
    в) внутренний конфликт
    г) внутреннюю болтовню, постоянный, повседневный внутренний шум
    д) выраженные в словах физические проявлениями (см. высказывания о значении ниже).
    е) перенесенные внутрь голоса других людей

  4. основная техника: подстройка к переживанию клиента
  5. азбука вербального перенимания: общая процедура. Вот описание:
а) найдите что-то, что можно перенять! Сюда входит обнаружение или определение управляющего поведения, управляющих привычек. Может найтись в результате небольшого эксперимента. Эти или подобные шаблоны привычек управления опытом предназначены для создания и сохранения чувства "я". Здесь мы касаемся наших связей с буддизмом.
б) подготовка: вы объясняете клиенту, что именно вы собираетесь сделать, и какого участия вы от него хотите: "настроить голоса"; задать темп голосов; оставить усилия, стать осознающим, замечать, что происходит, и сообщать об этом по мере развития событий.
в) отследить результаты: процесс может пойти здесь по двум или трем разным путям: он может просто закончиться здесь, реакции нет; он может углубиться в новые переживания, новые голоса и переживания тела (можно перенять что-то из этого); или процесс может привести к внезапному выбросу и проявлению эмоции, которую вы поддерживаете, как описано ниже в разделе по сильным эмоциям.

5. вербальное перенимание обычно не активно, а пассивно.

Невербальное перенимание

1. опять же, и активное, и пассивное

  1. примеры тех вещей, которые мы перенимаем физически:
  2. а) активно: стремление к движению, к расширению (например, вытягивание рук)
    б) активно: выражения злости и ненависти
    в) пассивно: прикрывание глаз
    г) пассивно: вес головы
    д) пассивно: вытягивание рук
    е) пассивно: напряжение в любом месте тела

    очень часто это используется как способ доступа через тело (например "Я заметил, что ты ...; можно мне это перенять?" Если да, то "Посмотрим, что получится, если я ...")

  3. вам понадобятся такие важные умения и способности чувствовать:
  4. а) быть спокойным, умом и телом (малый шум, чтобы можно было определять слабые сигналы. В духе Фельденкрайза). Это особенно относится к пассивному перениманию.
    б) уметь переводить тематический материал на язык действия тела. (Пример: мужчина, у которого болели ноги, и который все еще жил дома у родителей).
    в) уметь распознавать способы, которыми люди управляют своим опытом, и уметь создавать новые способы перенимать их.
    г) знать, насколько нужно сопротивляться в данный момент, и когда пора сделать паузу или остановиться.

  5. отслеживание результатов: опять же, как и в вербальном перенимании, процесс может пойти двумя или тремя путями: если нет никакой реакции, оставьте его и переориентируйтесь; если он углубляется в новое переживание, пойдите с ним; если приводит к внезапному выбросу эмоции, следуйте методу, описанному в разделе по сильным эмоциям (ниже).
  6. невербальное перенимание выполняется с одинаковой частотой как активно, так и пассивно.

Аспект 6 - Поиск значения

1. важность значения

а) опыт организован на базе значений. Мы можем продемонстрировать это небольшим экспериментом типа "рука на спине".
б) глубинные убеждения - это убеждения о значения самых важных событий в нашей жизни
в) "только радикальное изменение в том, что мир для нас значит, представляет собой изменение в том, чем мир является". - Дэвид Бом.
мы хотим изменить то, "чем мир является" для людей. Такой уровень изменений глубок и очень важен.
Эйнштейн сказал: "Самый важный вопрос: дружественна ли вселенная?" Ну, если для вас ответ "Да!", если это реально для вас, если для вас вселенная означает именно это, то у вас будет совсем другое переживание жизни, чем у того, чей ответ и значение "Нет! Вселенная не дружественна". Разве не здорово, что мы можем иногда помочь некоторым людям изменить свое мнение (и свою реальность) по поводу таких значений!
г) именно то значение, которое мы придаем событиям, влияет на нас эмоционально. (В сборнике "Травматический стресс" было сообщение о случае с женщиной, которая получила травму на после изнасилования, а только через несколько недель, когда услышала, что тот же человек изнасиловал и убил другую женщину. Именно внезапное понимание, - одна из форм значения, - что когда ее насиловали, она была в смертельной опасности, привел к травме).
д) "каждый акт познания рождает еще один мир". Матурана и Варела.

2. для поиска значения нужно уметь:

а) отслеживать бессознательный комментарий, например жесты и выражение лица
б) замечать имеющий значение материал, например: темы, стили самовыражения, шаблоны речи, позы, отношений, и т. д.
в) интерпретировать и называть про себя, что именно означает весь этот имеющий значение материал.
г) задавать вопросы о значении (например, "как тебе кажется, о чем моя рука говорит тебе?" или "о чем вспоминает эта грусть?")
д) заметьте, когда клиент ищет значение или готов к нему
е) заметьте, какие значения "здоровы", а какие "болезненны"

Аспект 7 - Работа с сильными эмоциями (Спуск через пороги):

Иногда человек, получив доступ к какому-то материалу, эмоционально взрывается. Он переполняется эмоциями, привычки, управляющие сильными эмоциональными переживаниями, начинают организовывать дыхание, напряжение мускулов, позу, и т. д. В итоге возникает определенное состояние сознания, в котором человек чувствует, что потерял над собой контроль, и старается "держать себя в руках". В таких случаях мы помогаем (или предлагаем помощь, а затем помогаем) управлять этими сильными эмоциями. Мы делаем это, физически поддерживая управляющее поведение. Например, мы можем помочь тому, кто свернулся калачиком, удерживая его в свернувшемся положении, снимая часть усилия из такой позы. Здесь общее правило: поддерживайте спонтанное (привычное, автоматическое) поведение. И мы имеем в виду физическую поддержку.

Аспект 8 - Работа с ребенком

Это состояние возникает весьма самопроизвольно в ситуациях, когда доступ к глубинному материалу выдает очень непосредственное переживание того, кем человек был во время этого переживания. Воспоминание приносит с собой воспоминаемого человека. Тот, кто испытывает это переживание, знает, что он не этот ребенок, но он может чувствовать себя этим ребенком и говорить, как ребенок, в то же время точно зная, где он и кто в данной ситуации. Это как бы двойственное сознание. Его не нужно путать с гипнотическим регрессивным трансом.

К этому состоянию можно получать доступ специально, но чаще всего оно появляется самопроизвольно, и терапевту нужно просто его заметить и отреагировать на него, чтобы оно стабилизировалось. Когда оно стабилизируется, с ребенком можно "работать", как будто он живет в первоначальной ситуации или сразу после нее. Я предпочитаю, чтобы нынешнее "я" работало вместе со мной в этой ситуации. Я спрашиваю "взрослого", может ли он мне помочь работать с ребенком. Я стараюсь создать хорошие отношения между взрослым и ребенком. Очень часто детская часть бывает "изгнана", и тогда эта работа представляет собой воссоединение ребенка и всей внутренней семьи.

Работа в этом состоянии деликатная, тонкая, очень радостная и крайне эффективная. Когда эта детская часть переходит, скажем, из пугливого, одинокого состояния в уверенное и счастливое, это изменение дает общие долгосрочные эффекты.

Аспект 9 - Выпрыгивание из системы (ВИС)

1. Основная форма

а) Заметьте что-то систематичное: заметьте (почувствуйте, определите, распознайте, осознайте или отследите) что-то систематичное (по поводу другого, по поводу своих отношений с другим, шаблон поведения, определенный стиль, замкнутый круг, в который вы попадаете с другим, цикл)
б) Назовите этот шаблон: скажите другому человеку что-то вроде: "знаешь, я заметил, что ты (я, мы) часто так делаешь...", ниже приведен целый список.
в) Перенесите внимание на этот шаблон: иногда для этого достаточно его назвать. Иногда нужно сказать что-то вроде: "может, мы сейчас это рассмотрим?" или: "давайте поработаем с этим".
г) Так что общая форма: заметьте, назовите и перенесите внимание

2. Теория

В иерархии воздействий шаблон всегда находится на уровень выше конкретных подробностей. (Объясните это!) Система управляется убеждениями, которые не содержатся в текущем сознании; система - это контекст (или текущее бессознательное). Когда вы выпрыгиваете из системы, вы переходите на новый уровень осознания, и контактируете с теми влияниями, которые действуют автоматически, без сознательного намерения. Именно в этот момент вмешательство может помочь что-то изменить. Именно здесь обитает значение, а как мы знаем: "только радикальное изменение того, что мир для нас значит, представляет изменение в том, какой мир есть". Мы переносим бессознательный контекст в сознание, а затем работаем с ним. (Как мы все время поступаем в шутках, кстати, именно поэтому юмор так тесно связан с нашей работой). Этот подсознательный контекст все время влиял на то, что переживается на опыте. Выпрыгивание - это на самом деле прыжок вверх! Или по крайней мере в сторону, где мы можем лучше рассмотреть, что происходит.

3. Реакции на высказывания других могут повести разговор в нескольких разных основных направлениях:

а) дополнительные подробности (анализ)
б) более общее описание (синтез)
в) совершенно другая тема (что? диверсия?)
г) к теперешнему переживанию (как в Гештальте)
д) к глубокой структуре переживания (Хомский и НЛП)
е) к чему-то систематическому (мы)

4. Результаты ведения разговора в разных направлениях

а) анализ обычно уводит поток процесса от переживания к абстракциям, подробностям и объяснениям. Варела и соавторы называют это "абстрактной позицией".
б) синтезирующий, интегрирующий ум обычно ведет поток процесса к значению, обобщению, и общей картине. Хорошо!
в) подходы типа Гештальта обычно ведут поток процесса от абстрактной позиции к текущему переживанию
г) Хакоми в основном ведет процесс к переживанию, иногда к значению и общей картине, и время от времени к систематическому, и мы называем это выпрыгиванием из системы.

5. Два по сути противоположных, или скорее взаимодополняющих умения, необходимых для ВИС.

а) Сосредоточенность на текущем переживании другого человека (отслеживание).

б) Выслеживание повторяющихся шаблонов. Распознавать, определять стиль клиента, манеры, долговременные шаблоны, или шаблоны в отношениях терапевта и клиента. Масштаб времени может быть самым разным, от нескольких минут до нескольких лет.

в) Присутствие основано на следующих способностях:

1. почти полностью сосредоточиваться на другом человеке
2. оставлять в стороне свои собственные планы
3. сосредотачиваться на текущем переживании (несмотря на естественную склонность регулярно уплывать из переживания "сейчас")
4. быть терпеливым
5. сохранять любопытство, без потребности анализировать, задавать слишком много вопросов или разговаривать просто так.
6. эмоционально принимать и поддерживать все переживания, свои и клиентские!

г) напротив, отслеживание шаблонов основано на:

1. ощущении потока ежесекундных изменений в отношениях с другим человеком
2. способности распознавать привычные шаблоны в поведении, опыте и взаимоотношениях другого
3. способности замечать и чувствовать, как эти шаблоны влияют на общий процесс
4. способности называть эти шаблоны, называть, что происходит в отношениях между вами и другим человеком
5. способности находить способ переносить фокус внимания с какого бы то ни было содержания на этот систематический шаблон поведения и взаимодействия.
6. способности чувствовать переход от одной субличности к другой

д) Эти два умения в каком-то смысле противоположны: присутствие сосредоточено на переживании "сейчас", а ВИС сосредоточено на взаимоотношениях и процессе. Все же нужно прекрасно развить и то, и другое, и использовать их почти одновременно. В обоих умениях проявляется диапазон осознания терапевта.

е) полезно отложить и оставить в стороне такие планы и потребности:

1. потребность задавать вопросы или получать ответы
2. потребность сразу же что-то узнавать
3. потребность в том, чтобы происходило что-то интересное, эмоциональное или важное
4. помощь, исправление, спасение
5. давать советы
6. сохранять контроль
7. быть главным авторитетом
8. и кто знает, что еще...

Примечание: Выпрыгивание из систем - это бесконечный и радостный процесс обучения, полный возможностей для озарений, юмора и жизнерадостности.


На основную страницу
Rambler's Top100