Дигха Никая 22

Махасатипаттхана сутта

Большая сутта об основах памятования

Только для бесплатного распространения

(Перевод с английского Дмитрия Ивахненко
на основе перевода с пали Тханиссаро Бхиккху)


Так я слышал.

Однажды Благословенный жил среди куру в Камасадхамме – рыночном городе народа куру. Благословенный обращался там к бхиккху следующим образом: "Монахи", а те отвечали ему: "Почтенный господин". Благословенный говорил следующее:

Монахи, существует ведущий прямо к цели путь очищения существ, преодоления печали и слез, устранения страданий и бед, выхода на правильный путь, достижения Ниббаны, а именно – четыре основы памятования. Каковы эти четыре основы?

При этом монах отслеживает тело само по себе, [1] пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;
он отслеживает ощущения сами по себе, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;
он отслеживает ум сам по себе, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;
он отслеживает умственные качества сами по себе, [2] пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе.
 

I. Созерцание тела


1. (Памятование дыхания)

И каким образом живет монах, отслеживая тело само по себе?
При этом монах уходит в лес, под крону дерева, или в пустое жилище, садится, скрестив ноги, держит тело прямо и устанавливает памятование возле рта. Только памятуя он вдыхает, и памятуя он выдыхает.

(1) Делая длительный вдох, он распознает, что делает длительный вдох; делая длительный выдох, он распознает, что делает длительный выдох; (2) делая короткий вдох, он распознает, что делает короткий вдох; делая короткий выдох, он распознает, что делает короткий выдох. (3) Он тренируется вдыхать, восприимчивый ко всему телу, и выдыхать, восприимчивый ко всему телу. (4) Он тренируется вдыхать, успокаивая телесное конструирование, и выдыхать, успокаивая телесное конструирование.
Как опытный гончар или его подмастерье,
делая большой оборот, распознает, что он делает большой оборот, или,
делая малый оборот, распознает, что он делает малый оборот,
так и монах,

(1) делая длительный вдох, распознает, что он делает длительный вдох;

делая длительный выдох, он распознает, что делает длительный выдох; (2) делая короткий вдох, он распознает, что делает короткий вдох; делая короткий выдох, он распознает, что делает короткий выдох. (3) Он тренируется вдыхать, восприимчивый ко всему телу, и выдыхать, восприимчивый ко всему телу. (4) Он тренируется вдыхать, успокаивая телесное конструирование, и выдыхать, успокаивая телесное конструирование.
Таким образом он отслеживает тело само по себе внутренне,
либо он отслеживает тело само по себе внешне,
либо он отслеживает тело само по себе внутренне и внешне. [3]
Он отслеживает факторы возникновения в теле, [4]
либо он отслеживает факторы исчезновения в теле, [5]
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в теле. [6]

Либо его памятование соотносится с мыслью "Тело существует" [7] по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо [8] и ни к чему не привязан в мире.
И таким образом монах отслеживает тело само по себе.



2. Положения тела
Кроме того,
(1) когда монах идет, он распознает, что он идет;
(2) когда он стоит, он распознает, что он стоит;
(3) когда он сидит, он распознает, что он сидит;
(4) когда он лежит, он распознает, что он лежит;
(5) какое бы положение ни занимало тело, он распознает это.

Таким образом он отслеживает тело само по себе внутренне,
либо он отслеживает тело само по себе внешне,
либо он отслеживает тело само по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в теле,
либо он отслеживает факторы исчезновения в теле, [9]
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в теле.

Либо его памятование соотносится с мыслью "Тело существует" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.
И таким образом монах отслеживает тело само по себе.



3. Памятование через осознанность (сампаджання)
Кроме того,
(1) когда монах шагает вперед и назад, он осознает это;
(2) когда он смотрит прямо и в сторону, он осознает это;
(3) когда он сгибает и разгибает конечности, он осознает это;
(4) когда он носит накидку, мантию и чашу,
он осознает это; (5) когда он ест, пьет, жует, пробует на вкус, он осознает это; (6) когда он мочится и испражняется, он осознает это; (7) когда он идет, стоит, сидит, засыпает, пробуждается, разговаривает и молчит, он осознает это. Таким образом он отслеживает тело само по себе ...
4. Созерцание нечистоты тела (асубха)

И далее, монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа; мышцы, сухожилия, кости, костный мозг; почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие; кишки, брыжейка, содержимое желудка, фекалии; желчь, слизь, гной, кровь, сало, пот, жир; слезы, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча".

Как если бы была сумка для пищи, наполненная различными сортами зерна типа горного риса, неочищенного риса, зеленого горошка, дикого гороха, кунжута и очищенного риса, и если человек с наметанным глазом открыл бы сумку и стал выбирать ее содержимое следующим образом: "Это – горный рис, это – неочищенный рис, это – зеленый горошек, это – дикий горох, это – кунжут, это – очищенный рис".

Так и монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа; мышцы, сухожилия, кости, костный мозг; почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие; кишки, брыжейка, содержимое желудка, фекалии; желчь, слизь, гной, кровь, сало, пот, жир; слезы, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча".

Таким образом он отслеживает тело само по себе ...

5. Созерцание стихий (дхату)

И далее, монах созерцает само это тело, вне зависимости от его положения, посредством стихий: "В этом теле есть стихия земли, стихия воды, стихия огня, стихия воздуха". [10]

Как если бы, о монахи, мудрый мясник либо его ученик, зарезав корову и разделав ее по частям, сел бы на перекресток четырех столбовых дорог, так и монах созерцает само это тело, вне зависимости от его положения, посредством стихий: "В этом теле есть стихия земли, стихия воды, стихия огня, стихия воздуха".

Таким образом он отслеживает тело само по себе...

6. Девять созерцаний на кладбище

(1) И далее, как если бы монах, увидев тело человека, умершего один, два или три дня назад, вспухшее, сине и гниющее, брошенное в могилу, переносит увиденное на свое собственно тело следующим образом: "Действительно, и мое тело такого же рода, поэтому оно будет подвержено этому и не избежит этого".

Таким образом он отслеживает тело само по себе внутренне,
либо он отслеживает тело само по себе внешне,
либо он отслеживает тело само по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в теле,
либо он отслеживает факторы исчезновения в теле,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в теле.

Либо его памятование соотносится с мыслью "Тело существует" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.

И таким образом монах отслеживает тело само по себе.

(2) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу, съедаемое вороньем, ястребами, грифами, псами, шакалами либо различными видами червей, переносит увиденное на свое собственное тело следующим образом: "Действительно, и мое тело такого же рода, поэтому оно будет подвержено этому и не избежит этого".

Таким образом он отслеживает тело само по себе...

(3) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу и ставшее скелетом с остатками плоти и крови на костях, соединяемых сухожилиями...

(4) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу и ставшее скелетом со следами крови без плоти на костях, соединяемых сухожилиями...

(5) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу и ставшее скелетом без плоти и крови на костях, соединяемых сухожилиями...

(6) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу и ставшее грудой костей, разметанных по сторонам: там – кости кисти, здесь – кости стопы, берцовая кость, бедренная кость, тазовая кость, позвоночный столб и череп...

(7) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу, ставшее выбеленными костями цвета ракушки ...

(8) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу, ставшее костями, пролежавшими грудой более года ...

(9) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу, ставшее костями, что сгнили и превратились в пыль, переносит увиденное на свое собственное тело следующим образом: "Действительно, и мое тело такого же рода, поэтому оно будет подвержено этому и не избежит этого".

Таким образом он отслеживает тело само по себе внутренне,
либо он отслеживает тело само по себе внешне,
либо он отслеживает тело само по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в теле,
либо он отслеживает факторы исчезновения в теле,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в теле.

Либо его памятование соотносится с мыслью "тело существует" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.

И таким образом монах отслеживает тело само по себе.

II. Созерцание чувств (ведана)

И каким образом живет монах, отслеживая ощущения сами по себе?

При этом,
(1) когда монах испытывает ощущение счастья,
он распознает: "Испытываю приятное ощущение"; (2) когда испытывает ощущение страдания, он распознает: "Испытываю мучительное ощущение"; (3) когда испытывает ощущение ни счастья, ни страдания, он распознает: "Испытываю ни приятное, ни мучительное ощущение"; (4) когда испытывает плотское ощущение счастья, он распознает: "Испытываю приятное плотское ощущение"; (5) когда испытывает не-плотское ощущение счастья, он распознает: "Испытываю приятное не-плотское ощущение"; (6) когда испытывает плотское ощущение страдания, он распознает: "Испытываю мучительное плотское ощущение"; (7) когда испытывает не-плотское ощущение страдания, он распознает: "Испытываю мучительное не-плотское ощущение"; (8) когда испытывает плотское ощущение ни счастья, ни страдания, он распознает: "Испытываю ни приятное, ни мучительное плотское ощущение"; (9) когда испытывает не-плотское ощущение ни счастья, ни страдания, он распознает: "Испытываю ни приятное, ни мучительное не-плотское ощущение".
Таким образом он отслеживает ощущения сами по себе внутренне,
либо он отслеживает ощущения сами по себе внешне,
либо он отслеживает ощущения сами по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в ощущениях,
либо он отслеживает факторы исчезновения в ощущениях, [11]
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в ощущениях.

Либо его памятование соотносится с мыслью "Ощущение существует" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.

И таким образом монах отслеживает ощущения сами по себе.

III. Созерцание ума (читта)

И каким образом монах отслеживает ум сам по себе?

При этом монах распознает
(1) ум со страстью, как ум со страстью;
ум без страсти, как ум без страсти; (2) ум с отвращением, как ум с отвращением; ум без отвращения, как ум без отвращения; (3) ум с заблуждением, как с заблуждением; ум без заблуждения, как без заблуждения; (4) суженное состояние ума, как суженное состояние ума; [12] рассеянное состояние ума, как рассеянное состояние ума; [13] (5) просторное состояние ума, как просторное состояние ума; [14] не просторное состояние ума, как не просторное состояние ума; [15] (6) состояние ума, по отношению к которому есть умственно более высокое состояние ума, как состояние, по отношению к которому есть умственно более высокие состояния; [16]
состояние ума, по отношению к которому нет умственно более высокого состояния ума, как состояние, по отношению к которому нет умственно более высоких состояний; [17] (7) сосредоточенное состояние ума, как сосредоточенное состояние ума; не сосредоточенное состояние ума, как не сосредоточенное состояние ума; (8) освобожденное состояние ума, как освобожденное состояние ума; [18] не освобожденное состояние ума, как не освобожденное состояние ума;
Таким образом он отслеживает ум сам по себе внутренне,
либо он отслеживает ум сам по себе внешне,
либо он отслеживает ум сам по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в уме,
либо он отслеживает факторы исчезновения в уме,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в уме [19].

Либо его памятование соотносится с мыслью "Ум существует" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.

И таким образом монах отслеживает ум сам по себе.

IV. Созерцание качеств ума (дхамм)

1. Пять препятствий (ниварана)

И каким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума?
При этом монах отслеживает умственные качества сами по себе пяти препятствий.
Каким образом монах отслеживает умственные качества сами по себе пяти препятствий?

При этом,
(1) монах, когда в нем присутствует чувственное желание,
распознает, что в нем есть чувственное желание, либо, когда в нем отсутствует чувственное желание, он распознает, что в нем нет чувственного желания. Он распознает, как происходит возникновение невозникшего чувственного желания;
он распознает, как происходит исчезновение возникшего чувственного желания;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувшего чувственного желания.

(2) Когда в нем присутствует недоброжелательность, он распознает, что в нем есть недоброжелательность,
либо, когда в нем отсутствует недоброжелательность, он распознает, что в нем нет недоброжелательности.
Он распознает, как происходит возникновение невозникшей недоброжелательности;
он распознает, как происходит исчезновение возникшей недоброжелательности;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувшей недоброжелательности.

(3) Когда в нем присутствуют лень и сонливость, он распознает, что в нем есть лень и сонливость,
либо, когда в нем отсутствуют лень и сонливость, он распознает, что в нем нет лени и сонливости.
Он распознает, как происходит возникновение невозникших лени и сонливости;
он распознает, как происходит исчезновение возникших лени и сонливости;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших лени и сонливости.

(4) Когда в нем присутствуют неугомонность и беспокойство,
он распознает, что в нем есть неугомонность и беспокойство, либо, когда в нем отсутствуют неугомонность и беспокойство, он распознает, что в нем нет неугомонности и беспокойства. Он распознает, как происходит возникновение невозникших неугомонности и беспокойства;
он распознает, как происходит исчезновение возникших неугомонности и беспокойства;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших неугомонности и беспокойства.

(5) Когда в нем присутствует неуверенность,
он распознает, что в нем есть неуверенность, либо, когда в нем отсутствует неуверенность, он распознает, что в нем нет неуверенности. Он распознает, как происходит возникновение невозникшей неуверенности;
он распознает, как происходит исчезновение возникшей неуверенности;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувшей неуверенности.


Таким образом он отслеживает умственные качества сами по себе внутренне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внешне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума [20].

Либо его памятование соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.

И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти препятствий.

2. Пять групп привязанности (кхандха)


И далее, монах отслеживает умственные качества сами по себе пяти групп привязанностей. [21]
Каким образом монах отслеживает умственные качества сами по себе пяти групп привязанностей?

При этом монах мыслит:
(1) "Это – материальная форма; это – возникновение материальной формы;
это – исчезновение материальной формы. (2) Это – ощущение; это – возникновение ощущения; это – исчезновение ощущения. (3) Это – распознавание; это – возникновение распознавания; это – исчезновение распознавания. (4) Это – конструкции; это – возникновение конструкций; это – исчезновение конструкций. (5) Это – сознание; это – возникновение сознания; это – исчезновение сознания".
Таким образом он отслеживает умственные качества сами по себе внутренне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внешне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума [22].

Либо его памятование соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.

И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти групп привязанностей.

3. Шесть внутренних и внешних сфер чувств (аятана)

И далее, монах отслеживает умственные качества сами по себе шести внутренних и внешних сфер чувств.
Каким образом монах отслеживает умственные качества сами по себе шести внутренних и внешних сфер чувств?

При этом,
(1) монах распознает зрение и зрительные формы, и оковы, порожденные ими; [23]
он распознает, как происходит возникновение невозникших оков;
он распознает, как происходит исчезновение возникших оков;
и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших оков.
(2) Он распознает слух и звуки ...
(3) обоняние и запахи ...
(4) чувство вкуса и вкус ...
(5) осязание и объекты осязания ...
(6) рассудок и понятия, и оковы, порожденные ими;
он распознает, как происходит возникновение невозникших оков;
он распознает, как происходит исчезновение возникших оков;
и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших оков.
Таким образом он отслеживает умственные качества сами по себе внутренне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внешне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума. [24]

Либо его памятование соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.

И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума шести внутренних и внешних сфер чувств.

4. Семь факторов Постижения (бодджханга)

И далее, монах отслеживает умственные качества сами по себе семи факторов Постижения.
Каким образом монах отслеживает умственные качества сами по себе семи факторов Постижения?

При этом,
(1) когда в нем присутствует просветляющий фактор памятования (сати),
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор памятования, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор памятования, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора памятования; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора памятования;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора памятования.

(2) Когда в нем присутствует просветляющий фактор различения качеств ума (дхамма-вичая),
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор различения качеств ума, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор различения качеств ума, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора различения качеств ума; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора различения качеств ума;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора различения качеств ума.

(3) Когда в нем присутствует просветляющий фактор настойчивости (вирья),
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор настойчивости, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор настойчивости, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора настойчивости; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора настойчивости;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора настойчивости.

(4) Когда в нем присутствует просветляющий фактор восторга (пити),
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор восторга, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор восторга, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора восторга ; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора восторга;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора восторга.

(5) Когда в нем присутствует просветляющий фактор безмятежности (пассадхи),
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор безмятежности, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор безмятежности, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора безмятежности ; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора безмятежности;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора безмятежности.

(6) Когда в нем присутствует просветляющий фактор сосредоточения (самадхи),
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор сосредоточения, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор сосредоточения, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора сосредоточения; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора сосредоточения;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора сосредоточения.

(7) Когда в нем присутствует просветляющий фактор безмятежного наблюдения (упеккха),
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор безмятежного наблюдения, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор безмятежного наблюдения, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора безмятежного наблюдения ; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора безмятежного наблюдения;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора безмятежного наблюдения.

Таким образом он отслеживает умственные качества сами по себе внутренне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внешне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума. [25]

Либо его памятование соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.

И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума семи факторов Постижения.

5. Четыре благородные истины (арья-сачча)

И далее, монах отслеживает умственные качества сами по себе четырех благородных истин.
Каким образом монах отслеживает умственные качества сами по себе четырех благородных истин? При этом,
(1) монах распознает: "Это – страдание (дуккха) [26]" согласно действительности;
(2) он распознает: "Это – источник страдания" согласно действительности;
(3) он распознает: "Это – прекращение страдания" согласно действительности;
(4) он распознает: "Это – путь, ведущий к прекращению страданий" согласно действительности.

(1) А в чем состоит благородная истина о страдании? Рождение – это страдание, старение – это страдание, смерть – это страдание; печаль, слезы, боль, горе и отчаяние – это страдание; связь с неприятным – это страдание, разлука с приятным – это страдание, неполучение желаемого – это страдание. Короче говоря, путь групп привязанности (упадана кхандха) – это страдание.

А что такое рождение? Любое рождение, зарождение, происхождение, возникновение, приход, появление групп (привязанности), и приобретение сфер (чувств), – разнообразными существами из той или иной группы существ, – вот что называется рождением.

А что такое старение? Любое старение, одряхление, ухудшение здоровья, появление седины и морщин, упадок жизненной силы, ослабление способностей существ из той или иной группы существ, – вот что называется старением.

А что такое смерть? Умирание, уход, разрушение, исчезновение, кончина, смерть, разрушение групп, покидание тела, прекращение жизненной способности, – вот что называется смертью.

А что такое печаль? Печаль, сомнение, грусть, внутренняя печаль, внутренняя грусть любого, кто страдает от несчастья, столкнувшегося с чем-то болезненным, – вот что называется печалью.

А что такое слезы? Плач, скорбь, жалобный крик, оплакивание, рыдание любого, кто страдает от несчастья, столкнувшегося с чем-то болезненным, – вот что называется слезами.

А что такое боль? Все, что переживается как телесная боль, телесное неудобство, боль или неудобство, вызванные телесным соприкосновением, – вот что называется болью.

А что такое горе? Все, что переживается как психическая (душевная) боль, психическое неудобство, боль или неудобство, вызванные соприкосновением рассудка, – вот что называется горем.

А что такое отчаяние? Любое отчаяние, уныние, безысходность любого, кто страдает от несчастья, кто соприкоснулся с чем-то мучительным, – вот что называется отчаянием.

А что такое страдание от связи с неприятным? При этом происходят нежелательные, нелюбимые, непривлекательные зрительные образы, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения; или происходит связь, контакт, взаимоотношения, взаимодействие с теми, кто желает тебе зла, кто желает нанести вред, кто желает тебе неудобства, кто желает тебе не достичь покоя от привязанностей. Вот что называется страданием от связи с неприятным.

А что такое страдание от разлуки с приятным? При этом не происходят желательные, любимые, привлекательные зрительные образы, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения; или не происходит связи, соприкосновения, взаимоотношений, взаимодействия с теми, кто желает тебе добра, кто желает принести пользу, кто желает тебе удобства, кто желает тебе достичь покоя от привязанностей, с матерью, отцом, братом, сестрой, друзьями, коллегами или родственниками. Вот что называется страданием от разлуки с приятным.

А что такое страдание неполучения желаемого? У существ, подверженных рождению, возникает желание: "О, пусть мы не будем подвержены рождению, и пусть рождение с нами не происходит". У существ, подверженных старению ... болезням ... смерти ... печали, слезам, боли, горю и отчаянию, возникает желание: "О, пусть мы не будем подвержены старению ... болезням ... смерти ... печали, слезам, боли, горю и отчаянию, и пусть старение ... болезни ... смерть ... печаль, слезы, боль, горе и отчаяние с нами не происходят". Но это не достигается желанием. В этом состоит страдание неполучения желаемого.

А каковы пять групп привязанности, которые, короче говоря, являются страданием? Форма как группа привязанности, ощущение как группа привязанности, распознавание как группа привязанности, побуждение как группа привязанности, сознание как группа привязанности: именно они называются группами привязанности, которые, короче говоря, являются страданием.

Вот что называется благородной истиной о страдании.

(2) А в чем состоит благородная истина о происхождении страдания? Жажда (tanhā), которая приводит к повторному рождению, – сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом, – то есть жажда чувственности, жажда становления, жажда не-становления.

И где эта возникающая жажда возникает и где эта обитающая жажда обитает? Что бы в мире ни казалось приятным и милым, здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

А что же в мире кажется приятным и милым? Зрение в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Слух ... Обоняние ... Чувство вкуса ... Осязание ... Рассудок (mano)...

Формы ... Звуки ... Запахи ... Вкусы ... Тактильные ощущения ... Понятия (dhammā)...

Сознание (viññāna) зрения ... Сознание обоняния ... Сознание ощущения вкуса ... Сознание тела ... Сознание рассудка ...

Соприкосновение (samphasso) зрения ... Соприкосновение обоняния ... Соприкосновение чувства вкуса ... Соприкосновение тела ... Соприкосновение рассудка ...

Ощущение (vedanā), рожденное соприкосновением зрения ... Ощущение, рожденное соприкосновением обоняния ... Ощущение, рожденное соприкосновением чувства вкуса ... Ощущение, рожденное соприкосновением осязания ... Ощущение, рожденное соприкосновением рассудка ...

Распознавание (sañña) форм ... Распознавание звуков ... Распознавание запахов ... Распознавание вкусов ... Распознавание тактильных ощущений ... Распознавание понятий ...

Побуждение (sañcetanā) по отношению к формам ... побуждение по отношению к звукам ... побуждение по отношению к запахам ... побуждение по отношению к вкусам ... побуждение по отношению к тактильным ощущениям ... побуждение по отношению к понятиям ...

Жажда (tanhā) форм ... жажда звуков ... жажда запахов ... жажда вкусов ... жажда тактильных ощущений ... жажда понятий ...

Рассуждение (vitakka) о формах ... рассуждение о звуках ... рассуждение о запахах ... рассуждение о вкусах ... рассуждение о тактильных ощущениях ... рассуждение об понятиях ...

Изучение (vicāra) форм ... изучение звуков ... изучение запахов ... изучение вкусов ... изучение тактильных ощущений ... изучение понятий в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Вот что называется благородной истиной о происхождении страдания.

(3) А в чем состоит благородная истина о прекращении страдания? Полное угасание и прекращение, покидание и отбрасывание, освобождение и избавление от этой вот жажды (tanhā).

А где эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и где эта прекращаемая жажда прекращается? Что бы в мире ни казалось приятным и милым, здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

А что же в мире кажется приятным и милым? Зрение в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Слух ... Обоняние ... Чувство вкуса ... Осязание ... Рассудок (mano)...

Формы ... Звуки ... Запахи ... Вкусы ... Тактильные ощущения ... Понятия (dhammā)...

Сознание (viññāna) зрения ... Сознание обоняния ... Сознание чувства вкуса ... Сознание тела ... Сознание рассудка ...

Соприкосновение (samphasso) зрения ... Соприкосновение обоняния ... Соприкосновение чувства вкуса ... Соприкосновение тела ... Соприкосновение рассудка ...

Ощущение (vedanā), рожденное соприкосновением зрения ... Ощущение, рожденное соприкосновением обоняния ... Ощущение, рожденное соприкосновением чувства вкуса ... Ощущение, рожденное соприкосновением осязания ... Ощущение, рожденное соприкосновением рассудка ...

Распознавание (sañña) форм ... Распознавание звуков ... Распознавание запахов ... Распознавание вкусов ... Распознавание тактильных ощущений ... Распознавание понятий ...

Побуждение (sañcetanā) по отношению к формам ... побуждение по отношению к звукам ... побуждение по отношению к запахам ... побуждение по отношению к вкусам ... побуждение по отношению к тактильным ощущениям ... побуждение по отношению к понятиям ...

Жажда (tanhā) форм ... жажда звуков ... жажда запахов ... жажда вкусов ... жажда тактильных ощущений ... жажда понятий ...

Рассуждение (vitakka) о формах ... рассуждение о звуках ... рассуждение о запахах ... рассуждение о вкусах ... рассуждение о тактильных ощущениях ... рассуждение об понятиях ...

Изучение (vicāra) форм ... изучение звуков ... изучение запахов ... изучение вкусов ... изучение тактильных ощущений ... изучение понятий в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Вот что называется благородной истиной о прекращении страдания.

(4) А в чем состоит благородная истина о пути практики, ведущем к прекращению страданий? Именно этот благородный восьмеричный путь: правильное понимание (диттхи), правильная решимость (санкаппа), правильная речь (вача), правильное действие (камманта), правильный образ жизни (аджива), правильное усилие (ваяма), правильное памятование (сати), правильное сосредоточение (самадхи).

А что такое правильное понимание? Знание о страдании, знание о происхождении страдания, знание о прекращении страдания. Знание о пути практики, ведущем к прекращению страдания: вот что называется правильным пониманием.

А что такое правильная решимость? Решимость, направленная на отречение, на свободу от зла, на непричинение вреда: вот что называется правильной решимостью.

А что такое правильная речь? Воздержание от лжи, от вызывающей рознь, от оскорбляющей речи, и от пустой болтовни: вот что называется правильной речью.

А что такое правильное действие? Воздержание от лишения жизни, от воровства, и от половых сношений: вот что называется правильным действием.

А что такое правильный образ жизни? При этом благородный приверженец, оставив нечестный образ жизни, ведет свою жизнь в соответствии с правильным образом жизни: вот что называется правильным образом жизни.

А что такое правильное усилие? При этом монах вызывает у себя желание (чханда), прилагает все силы, вырабатывает настойчивость (вирья), поддерживает и проявляет свое намерение (читта) ради предотвращения еще не возникших неумелых способов поведения (акусала-дхамма) ... ради устранения уже возникших неумелых способов поведения ... ради развития еще не возникших умелых способов поведения (кусала-дхамма) ... ради подержания, сохранения, увеличения, обилия, развития и совершенства уже возникших умелых способов поведения.

А что такое правильное памятование? При этом монах живет, отслеживая тело само по себе, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;

он живет, отслеживая ощущения сами по себе, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;

он живет, отслеживая ум в уме, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;

он живет, отслеживая качества ума (дхамма) в качествах ума, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе:

вот что называется правильным памятованием.

А что такое правильное сосредоточение? При этом монах, – совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неискусным качествам (акусала-дхамма), – входит и остается в первой джхане: восторг (пити) и удовольствие (сукха), рожденные непривязанностью, сопровождаемые рассуждением (витакка) и изучением (вичара).

С остановкой рассуждения и изучения, он входит и остается во второй джхане: восторг и удовольствие, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от рассуждения и изучения, внутренняя уверенность (аджджхаттам-сампасаданам).

С угасанием восторга (пити), он пребывает в безмятежном наблюдении (упекха), с памятованием (сати) и осознанностью (сампаджання); и испытывает физическое удовольствие (сукха). Он входит и остается в третьей джхане, и о нем благородные говорят: "В удовольствии живет тот, кто безмятежно наблюдает и распознает".

С отбрасыванием удовольствия и страдания, – так же, как перед этим исчезли радость и горе, – он входит и остается в четвертой джхане: памятовании, очищенном безмятежным наблюдением (упекха-сати-париcуддхи), ни удовольствии, ни страдании (адуккхам-асукха): вот что называется правильным сосредоточением.

Вот что называется благородной истиной о пути практики, ведущем к прекращению страданий.

Таким образом он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внешне,
либо он отслеживает умственные качества сами по себе внутренне и внешне. [27]
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума.

Либо его памятование соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.

И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума четырех благородных истин.

* * *

И любой, кто будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение семи лет, сможет получить один из следующих двух плодов: "высшее знание" ("Архатство"), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние "невозвращения". [28]

О, не принимайте за меру семь лет. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение шести лет ... в течение пяти лет ... трех лет ... двух лет ... одного года, тогда он сможет получить один из следующих двух плодов: "высшее знание" ("Архатство"), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние "невозвращения".

О, не принимайте за меру один год. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение семи месяцев ... в течение шести месяцев ... пяти месяцев ... четырех месяцев ... трех месяцев ... двух месяцев ... месяца ... половины месяца, тогда он сможет получить один из следующих двух плодов: "высшее знание" ("Архатство"), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние "невозвращения".

О, не принимайте за меру половину месяца. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение недели, тогда он сможет получить один из следующих двух плодов: "высшее знание" ("Архатство"), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние "невозвращения".

'Это ведущий прямо к цели путь очищения существ, преодоления печали и слез, устранения страданий и бед, выхода на правильный путь, достижения Ниббаны, а именно, четыре основы памятования'. Так было сказано, и в связи с этим так было сказано".

Так сказал Благословенный. Радостные сердцем, монахи восхитились его словам.


Примечания


1. Повторение фраз "отслеживая тело само по себе", "ощущения сами по себе", и т. д. предназначено для того, чтобы медитирующий понял, насколько важно осознавать, удерживается ли его внимание на одном выбранном объекте, и не отклоняется в область другого созерцания. Например, когда медитирующий созерцает любой телесный процесс, он может невольно отвлечься на рассмотрение своих чувств, связанных с этим телесным процессом. В таком случае он должен ясно осознавать, что он ушел от первоначального предмета, и занялся созерцанием ощущения. [Обратно]
2. Ум (на языке пали "читта", также "сознание" или "винняна") в данном контексте означает состояния ума или единицы моментальной продолжительности в потоке ума. Качества ума (дхамма), – это содержание ума, или факторы ума, из которых состоят отдельные состояния ума. [Обратно]
3. "Внутренне": отслеживая собственное дыхание; "внешне": отслеживая дыхание другого; "внутренне и внешне": отслеживая попеременно свое дыхание и дыхание другого с непрерывным вниманием. Сначала внимание обращается только на собственное дыхание, и только на дальнейших этапах для практики проницательности внимание обращается на процесс дыхания другого человека. [Обратно]
4. Факторы возникновения (самудая-дхамма), то есть условия возникновения дыхания тела; это: все тело целиком, носовой проем и ум. [Обратно]
5. Условия исчезновения дыхания тела – это: разрушение тела и носового проема, и прекращение деятельности ума. [Обратно]
6. Созерцание то одних, то других попеременно. [Обратно]
7. То есть существуют только безличные процессы тела, без "я", души, духа, постоянной сущности или субстанции. Соответственно нужно понимать эту фразу в последующих созерцаниях. [Обратно]
8. Независимо от жажды (tanhā) и ложного понимания. [Обратно]
9. Во всех созерцаниях тела, кроме предыдущего, факторы происхождения: невежество, жажда, карма, еда, и общая характеристика происхождения; факторы исчезновения: исчезновение невежества, жажды, кармы, еды, и общая характеристика исчезновения. [Обратно]
10. Так называемые "стихии" – это первичные качества материи, объясняемые буддийской традицией как твердость (земля), сцепление (вода), теплотворность (огонь), и движение (ветер или воздух). [Обратно]
11. Здесь факторы возникновения: невежество, жажда, карма, соприкосновение чувств, и общая характеристика возникновения. Факторы исчезновения: исчезновение этих четырех, и общая характеристика исчезновения. [Обратно]
12. Это относится к негибкому и ленивому состоянию ума. [Обратно]
13. Это относится к беспокойному уму. [Обратно]
14. Ум медитативной поглощенности тонко-телесной и нетелесной сферы (рупа-арупа-джхана). [Обратно]
15. Обычный ум, или чувственное состояние существования (камавачара). [Обратно]
16. Ум чувственного состояния существования, по отношению к которому есть другие более высокие состояния ума. [Обратно]
17. Ум тонко-телесной и нетелесной сферы, по отношению к которому нет более высоких земных состояний ума. [Обратно]
18. Временно освобожденное от оков (килеса) либо с помощью методичной практики проницательности (випассана), освобождающей от отдельных неумелых способов поведения силой их противоположностей, либо с помощью медитативной поглощенности ума (джхана). [Обратно]
19. Здесь факторы происхождения состоят из невежества, жажды, кармы, тела-и-ума (нама-рупа). И общей характеристики происхождения; факторы исчезновения: пропадание невежества и т. д., и общая характеристика исчезновения. [Обратно]
20. Здесь факторы возникновения – это условия, которые создают препятствия, например ложное рассуждение и т. п., факторы исчезновения – это условия, которые устраняют препятствия, например правильная решимость. [Обратно]
21. Эти пять групп или скоплений образуют так называемую личность. Если они являются объектами привязанности, то существование, в форме повторных рождений и смертей, повторяется. [Обратно]
22. Факторы возникновения-исчезновения для пяти групп: для материальной формы, те же, что и для поз; для ощущения, те же, что и для созерцания ощущения; для распознавания и конструкций, те же, что и для ощущения; для ума, те же, что и для созерцания ума. [Обратно]
23. Традиционный список десяти главных оков (самйоджана), как он дан в собрании трактатов ("Сутта Питака"), следующий: (1) иллюзия "я", (2) скептицизм, (3) привязанность к правилам и ритуалам, (4) чувственное вожделение, (5) недоброжелательность, (6) жажда тонко-телесного существования, (7) жажда бестелесного существования, (8) тщеславие, (9) нетерпеливость, (10) невежество. [Обратно]
24. Факторы возникновения шести физических оков чувств – это невежество, жажда, карма, еда, и общая характеристика происхождения; факторы исчезновения: общая характеристика исчезновения и пропадание невежества и т. д. Факторы возникновения и исчезновения основы ума те же, что и у ощущения. [Обратно]
25. Здесь факторы возникновения и исчезновения состоят только из условий, способствующих возникновению и исчезновению факторов Постижения. [Обратно]
26. Дуккха: буквально, "то, что трудно выносить, что тяжело терпеть". Можно перевести это слово как "стресс".[Обратно]
27. Факторы возникновения и исчезновения истин нужно понимать как возникновение и исчезновение страдания, жажды, и пути; истина о прекращении не включается в это созерцание, так как это ни возникновение, ни исчезновение. [Обратно]
28. То есть не-возвращения в мир чувственности. Это последний этап перед достижением конечной цели Архатства. [Обратно]


| В начало страницы | | На основную страницу |